Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«Во всем мне хочется дойти до самой сути»: поэтический час

10 февраля 1890 года родился Борис Леонидович Пастернак – поэт, писатель, переводчик, нобелевский лауреат.

Борис Пастернак родился в Москве в семье известного художника Леонида Пастернака и пианистки Розалии Кауфман. Кроме будущего писателя, супруги воспитывали еще троих детей.

В квартире Пастернаков часто бывали известные художники, писатели и музыканты, устраивались домашние концерты, в которых принимали участие знаменитые композиторы Скрябин и Рахманинов. Будущему поэту прочили карьеру великого  музыканта или художника.

Юный Борис собирался стать музыкантом.  В период учебы в гимназии, которую он окончил с золотой медалью, он прошел 6-летний курс композиторского факультета консерватории, и даже написал две сонаты. Но в 1908 году оставил музыку. Впоследствии он писал об этом: «Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным».

Но с будущей профессией Борис Пастернак долго не мог определиться. Сначала он поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета, затем перевелся на философское. Он окончил университет, но диплом так и не забрал: документ остался в архиве на Воробьёвых горах.

 Талантливый юноша избрал путь поэта. Весной 1913 года вышел альманах, в котором были напечатаны пять его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники.

 

«Февраль»

 Февраль. Достать чернил и плакать! 

Писать о феврале навзрыд, 

Пока грохочущая слякоть 

Весною черною горит. 

Достать пролетку. За шесть гривен 

Чрез благовест, чрез клин колес 

Перенестись туда, где ливень 

Еще шумней чернил и слез. 

Где, как обугленные груши, 

С деревьев тысячи грачей 

Сорвутся в лужи и обрушат 

Сухую грусть на дно очей. 

Под ней проталины чернеют, 

И ветер криками изрыт, 

И, чем случайней, тем вернее 

Слагаются стихи навзрыд. 

1912 г.

 

 С 1914 Пастернак примыкает к содружеству футуристов «Центрифуга», близко знакомится с Маяковским. Оба поэта взаимно высоко ценили друг друга. Тем не менее, Пастернаку всегда был чужд демонстративный отказ от поэтических традиций. Его поэзия была тесно связана с поэзией Пушкина, Лермонтова, Фета, Блока, Поля Верлена, Рильке.

В 20-е годы он полностью отдается поэтическому творчеству. Выходит его сборник «Поверх барьеров», в котором он стремится встать «поверх» войны, «поверх» революции, «поверх» борьбы классов в стране и искусстве.  

В 1921 году родители Пастернака и его сестры покидают советскую Россию и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности с М. Цветаевой. В 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя – жизнь».

Именно этот сборник принес ему широкую известность. В нем он очеловечивает природу и окружающие предметы: ветер, рассвет, трюмо, рукомойник. 

 

«Действие Пастернака равно действию сна. Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него попадаем. В него — впадаем... Мы Пастернака понимаем так, как нас понимают животные» (Марина Цветаева).

На тротуарах истолку

С стеклом и солнцем пополам,

Зимой открою потолку

И дам читать сырым углам.

Задекламирует чердак

С поклоном рамам и зиме,

К карнизам прянет чехарда

Чудачеств, бедствий и замет.(Отрывок)

 

И в том же году он женится на художнице Евгении Лурье. Евгения Владимировна была талантливой художницей-портретисткой. Их совместная жизнь не сложилась.

 

«Никого не будет в доме…»

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проёме

Незадёрнутых гардин.

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк маховой.

Только крыши, снег и, кроме

Крыш и снега, — никого.

И опять зачертит иней,

И опять завертит мной

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной,

И опять кольнут доныне

Неотпущенной виной,

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере

Пробежит вторженья дрожь.

Тишину шагами меря,

Ты, как будущность, войдёшь.

Ты появишься из двери

В чём-то белом, без причуд,

В чём-то впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

1931 г.

 

Это стихотворение создано в период расставания и отражает глубоко личные чувства и переживания Пастернака: ощущение сначала одиночества, а потом и надежды. Стихотворение является необходимым элементом для понимания жизни и творчества поэта.

На конец 20-х – начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака.  Издаются его книги, а критики с удовольствием размещают в прессе положительные отзывы. Пастернак принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР. Его большой однотомник с 1933 по 1936 годы ежегодно переиздается. Познакомившись с Зинаидой Нейгауз, в то время женой пианиста Нейгауза, вместе с ней в 1931 году совершает поездку в Грузию, где знакомится с грузинскими поэтами и их творчеством. Но в 1932 году, прервав первый брак, женится на Зинаиде Нейгауз, уведя ее от своего друга.  Став новой музой поэта, она появилась как раз тогда, когда поэту нужен был упорядоченный образ жизни, домашний уют, порядок.

 

 «Любовь»

Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Все это – не большая хитрость.

1931 г.

 

С 1936 года поэт поселяется в подмосковном поселке Переделкино. С середины 30-ых годов и до конца жизни одним из главных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит трагедии Шекспира, Шиллера, «Фауста» Гете и многое другое. Переводы были не только источником заработка, но давали ему нравственную опору в жизни. 

 

«Гамлет»

Гул затих. Я вышел на подмостки, 

Прислонясь к дверному косяку, 

Я ловлю в далеком отголоске, 

Что случится на моем веку. 

На меня наставлен сумрак ночи 

Тысячью биноклей на оси, 

Если только можно, Авва Отче, 

Чашу эту мимо пронеси. 

Я люблю твой замысел упрямый 

И играть согласен эту роль. 

Но сейчас идет другая драма, 

И на этот раз меня уволь. 

Но продуман распорядок действий, 

И не отвратим конец пути. 

Я один, все тонет в фарисействе, 

Жизнь прожить - не поле перейти. 

1946 г.

 

После окончания Великой Отечественной войны Пастернак начинает писать роман «Доктор Живаго».

«Собственно, это первая настоящая моя работа. В ней я хочу дать исторический образ России за последнее 45-летие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного, как в идеале, у Диккенса и Достоевского, - эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…» Б. Пастернак

Работа над романом, которую Пастернак рассчитывал закончить за 2-3 года, растянулась на целое десятилетие. Тем не менее «Доктор Живаго» был закончен и разослан в редакции. Однако его издание затянулось еще больше, более чем на 30-летие. В Советском Союзе никто не решался напечатать его. В 1956 г. Пастернак дал согласие на публикацию романа в Италии. Пастернак становится знаменитым на весь мир.

 

Быть знаменитым некрасиво. 

Не это подымает ввысь. 

Не надо заводить архива, 

Над рукописями трястись. 

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех. 

Позорно, ничего не знача, 

Быть притчей на устах у всех. 

Но надо жить без самозванства, 

Так жить, чтобы в конце концов 

Привлечь к себе любовь пространства, 

Услышать будущего зов. 

И надо оставлять пробелы 

В судьбе, а не среди бумаг, 

Места и главы жизни целой 

Отчеркивая на полях. 

И должен ни единой долькой 

Не отступаться от лица, 

Но быть живым, живым и только, 

Живым и только до конца.

1956 г.

 

Борис Пастернак, несмотря на огромное количество исследований его жизни и творчества, во многом остается загадочной и непонятной фигурой. Его стихи несут в себе тайну, недоступную большинству читателей. Сложные образы, переплетающиеся в немыслимых сочетаниях, передают богатство внутреннего мира поэта. Его считали человеком, чересчур погруженным в себя, а творчество – оторванным от реальной жизни. В 1956 г. Пастернак создал стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути», в котором выразил свое отношение к творчеству. Оно может считаться программным заявлением поэта.

Пастернак заявляет, что во всем стремится «дойти до самой сути». Это относится не только к творчеству, но и ко всей жизни в целом. Его не удовлетворяет поверхностный анализ. Поэт должен понять философский смысл каждого предмета и явления, постигнуть саму «сердцевину».

 

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.

1956 г.

 

Поэта не стало 30 мая 1960 года.