Государственное бюджетное учреждение культуры "Областная библиотека для слепых"
Министерство культуры Оренбургской области
Почему некоторые дни в августе называются «Спасами»?
В этом мы сегодня разберемся. Нужно сразу оговориться, что в церковном календаре таких названий нет. Спас – это сокращение от слова Спаситель. Спасителем называют Иисуса Христа, Сына Божия, даровавшего всему человечеству возможность спасения души и вечной жизни. И мы понимаем, что эти дни связаны с церковными праздниками.
Август – благодатная пора, время сбора урожая. И традиция освящать плоды нового урожая из глубины веков, от обычая приносить Богу плоды в качестве символа благодарности Творцу как щедрому Даятелю. Об этом мы читаем в книге Исход: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23:19).
На август приходятся несколько церковных праздников. Именно к ним и приурочены «Спасы».
Первый – к празднику Изнесения Животворящего Креста Господня. Он отмечается 14 августа. Этот праздник был учрежден в Константинополе, где раньше хранилась часть Креста, на котором был распят Иисус Христос. Раз в год в первый день августа, а по новому стилю 14, когда из-за жары люди особенно страдали от распространения различных инфекций, святыню торжественно выносили из царской сокровищницы в собор Святой Софии. Затем в течение двух недель Крест носили по городу и служили перед ним молебны. После Крещения Руси праздник перешел в Русскую Церковь.
Ещё один праздник, который приходится на этот день – празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Оно установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.
В народе этот день также называют Медовым Спасом. В этот день по давней традиции совершается малое освящение воды, мёда, лекарственных трав и мака. Мёдом в этот день угощали всех желающих, но в первую очередь раздавали его бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».
Следующий праздник – Преображение Господне. Он отмечается 19 августа. Это один из двенадцати главных православных праздников.
О смысле праздника. По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1–2). На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю. Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепил их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показал каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.
Именно этот день в народной традиции называется Яблочным Спасом. В этот день люди приносят в храм яблоки и виноград нового урожая для благословения и освящения.
29 августа, на следующий день после окончания Успенского поста, отмечается праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа.
Об истории праздника. Правитель сирийского города Эдесса Авгарь заболел проказой, тяжелой и неизлечимой на то время болезнью. Услышав о чудесах, которые творил Иисус, царь поверил, что исцелится, даже если только увидит Его лик. По его приказу в Иудею поехал художник, но большая толпа не давала возможности приблизиться ко Христу. Тогда Иисус Сам позвал художника и, взяв полотенце, обтер им Свое лицо. На полотне появился лик Спасителя, и Авгарь, получив его, действительно исцелился.
В народе этот день ещё называют Ореховым или Хлебным Спасом. К этому дню собирали урожай орехов, а в этот день пекли хлеб из зерна нового урожая – главное угощение праздника. Так объединились церковные торжества и народные праздники урожая.