Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«Собиратель земель русских»: историко-познавательный час ко дню памяти преподобного Сергия Радонежского

Сергий Радонежский — один из самых почитаемых духовных лиц в Русской православной церкви, известный во всем мире. К его мощам в Троице-Сергиевой лавре ежедневно приезжают паломники из разных уголков света. Для России Радонежский является значимым духовным символом. Память преподобного Сергия Радонежского отмечается 8 октября (преставление) и 18 июля (обретение честных мощей).

Точная дата рождения Варфоломея (в иночестве Сергия) неизвестна. Предположительно он родился 3 мая 1314 года недалеко от Ростова Великого. Будущий преподобный был средним из трех сыновей своих родителей — бояр Кирилла и Марии. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте, но учение на первых порах с трудом давалось отроку. Юный Варфоломей «со слезами молился Богу», прося помощи в учении.

Однажды отец послал его искать лошадей. Мальчик увидел по дороге старца, читающего молитву под деревом. Варфоломей рассказал ему о своих трудностях в учебе и попросил помолиться за него. Старец угостил мальчика просфорой  и пообещал, что тот будет учиться даже лучше других. «Сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания», — сказал старец.

С того дня Варфоломей стал успевать в учёбе. И как-то незаметно для окружающих он не только догнал, но и перегнал своих сверстников. Легко изучил Псалтирь, полюбил чтение Священного Писания, начал осваивать греческий язык.

После смерти отца и матери Варфоломей с братом Стефаном отправились в Хотьково-Покровский монастырь, чтобы стать иноками. Стефан решился на монашество, потому что похоронил жену. Свое имущество оба завещали младшему брату Петру, а Стефан вероятно еще и поручил ему своих двоих сыновей.

Варфоломею жизнь в монастыре не нравилась, он стремился к уединению, «пустынножитию». Уговорив брата уйти, он основал свой скит на холме Маковец на берегу реки Кончуры посреди Радонежского леса. Там братья построили маленький деревянный храм во имя Святой Троицы. На его месте сейчас стоит соборная церковь Троице-Сергиевой лавры. Спустя некоторое время Стефан не выдержал тягот одинокой монашеской жизни вдали от цивилизации и ушел в московский Богоявленский монастырь.

Варфоломей остался один и принял постриг в малую схиму (следующий этап монашества с окончательным принятием обетов и получением нового имени).

К Сергию потянулся поток других иноков. Сначала они построили 12 монашеских келий, вскоре монастырь стал стремительно расти. Стать игуменом Сергия убедили иноки, «угрожая» в противном случае разойтись.

Датой основания Троице-Сергиевского монастыря считают 1337 год, когда Сергий впервые поселился на холме Маковец.

Помимо Троицкого монастыря Сергий основал еще несколько обителей: Благовещенский монастырь на Киржаче, Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь на окраине Коломны, Высоцкий мужской монастырь в Серпухове, Георгиевский скит Гороховецкого Свято-Троице Никольского монастыря на Клязьме.

Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей.

Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. Чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русские иноки во все времена оставались верными сынами своего Отечества. Возносясь душой к Богу, монахи болеют душой за свой народ и молятся за него.

Преподобного Сергия называют «собирателем земель русских». Мудрый пастырь, которому пришлось стать и «государственным мужем», собирал воедино раздробленные Русские земли.  Святой Сергий успел убедить почти всех горделивых и недальновидных князей признать главенство великого князя московского Дмитрия Ивановича. Он даже предпринимал путешествие в Рязань и Нижний Новгород, чтобы уговорить князей признать старшинство Московского князя. Жизненным примером и личным авторитетом, силой слова он вдохновлял удельных князей по-христиански прощать друг другу обиды и объединяться против общих внешних врагов в страшную для нашего народа эпоху татаро-монгольского ига.

В 1380 году князь Московский Дмитрий Иванович попросил у Сергия благословения перед Куликовской битвой. В качестве помощников великому князю Сергий благословил двух своих иноков — монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предсказав русскому войску победу.

Во время побоища игумен в своей обители вместе с учениками молился за воинов.

8 сентября 1380 года татарские полчища потерпели поражение на Куликовом поле. Эта битва стала началом долгого освобождения Руси от монголо-татарского ига, которое произойдет только через 100 лет. За победу князь Дмитрий получил прозвище Донской.

Почил преподобный Сергий в возрасте 78 лет от роду, в своей обители в окружении сподвижников 25 сентября (8 октября) 1392 года. А уже в 1452 году был причислен к лику святых.

Преподобный Сергий оставил своим ученикам и всем русским людям духовное завещание: «Живите чисто, как нам Бог заповедал. Храните мир между собой и всё прощайте друг другу, как дети одного Отца. Я же за всех вас буду молиться, и всем, кто будет просить меня с верой, приду на помощь...»