Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«Знаменитые тифлопедагоги» - тематический альманах

В Год педагога и наставника продолжаем рассказывать о знаменитых тифлопедагогах России.

Коваленко Борис Игнатьевич (1890-1969)

Один из основоположников советской тифлопедагогики.

Окончив гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Одновременно работал воспитателем в колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Затем работал в Смоленской области учителем сельской школы. В 1921 г. перенёс тиф и из-за этого почти полностью лишился зрения. Несмотря на потерю зрения, он ещё три года работал сельским учителем. В 1924 г. Б.И. Коваленко становится заведующим школы для слепых в г. Смоленске. Б.И Коваленко добился, что руководимая им школа для слепых в г. Смоленске стала лучшей в стране. Он организовал учебные занятия в мастерских, построил для них новые помещения, ввёл обучение трикотажному делу. Школа наладила связь с колхозом, учащиеся на лето выезжали в село, занимались основами овощеводства, ухаживали за животными. Б.И. Коваленко утверждал, что цели и задачи образования слепых такие же как и у зрячих. Но для успеха работы требуется определённое изменение методики проведения занятий, соответствующее оборудование учебного процесса, а главное, учёт состояния остаточного зрения и требований коррекции и компенсации дефектов развития. Он считал обязательным создание специальных школ для слабовидящих детей. По инициативе Б.И. Коваленко в Смоленске был осуществлён эксперимент по организации совместного обучения и воспитания слепых и зрячих, начиная с детского сада и затем с 5 класса школы.

В 1926 году Б.И. Коваленко утвержден Президиумом Государственного Совета членом методической комиссии при отделе социально-правовой охраны несовершеннолетних и с этого времени по поручению Наркомпроса принимал активное участие в решении вопросов обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей. С 1925 г. Б.И. Коваленко начинает преподавательскую деятельность. Он читает лекции в МГПИ им. В.И. Ленина, а с 1929 г. становится профессором ЛГПИ им. А.И. Герцена в Ленинграде. Он организует в институте кафедру тифлопедагогики.

В 30-е г. он одним из первых поднял вопрос о преобразовании начальных школ для слепых в семилетние, а также о создании средних школ для слепых там, где для этого есть возможность. Он участвует в организации школ для слабовидящих. В 1932 г. сначала открываются классы, а потом школы для слабовидящих. Б.И. Коваленко участвует в организации детских садов при школах для слепых.

 В 1938 г. Б.И. Коваленко по совокупности научных достижений присваивается ученая степень доктора педагогических наук. 

В годы Второй мировой войны он находится в Перми. Он назначен консультантом военно-врачебной комиссии Уральского военного округа по делам помощи ослепшим военным. Много сделал Б.И. Коваленко для реабилитации потерявших зрения на войне. Он организовал всестороннюю психолого-педагогическую помощь, помогал им в трудоустройстве и социальной адаптации. Всё вышесказанное позволяет назвать Б.И. Коваленко одним из основоположников советской тифлопедагогики.