Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«За кулисами Вахтанговского театра» - беседа-познание

В самом сердце старого Арбата стоит красивое здание с колоннами – театр Вахтангова, знаменитый своими легкими ироничными, но такими глубокими спектаклями. Прекрасная прославленная труппа, талантливые режиссеры, разнообразный репертуар, сильные традиции и собственная школа. Театр почти  100 лет пользуется заслуженной популярностью у москвичей и гостей столицы.

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова был образован в 1913 году как Студенческая драматическая студия, руководил которой Евгений Вахтангов. Официальной датой открытия 3-й студии  Московского Художественного театра (МХАТ) считается 13 ноября 1921 года, в этот день был показан спектакль «Чудо святого Антония». В 1926-м студия была переименована в Театр имени Евгения Вахтангова — по имени его основателя и первого руководителя. В 1956 году театру присвоили статус академического.

Основатель театра - Евгений Вахтангов родился во Владикавказе. Его отец был табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело. Однако еще в детстве Евгений Вахтангов увлекся театром и решил посвятить ему всю жизнь. В гимназические годы он уже играл в любительских постановках: «Женитьба» Николая Гоголя, «Бедность не порок» Александра Островского и «Дети Ванюшина» Сергея Найденова.

Окончив гимназию в 1903 году, Евгений Вахтангов поступил в Московский университет и сразу же — в студенческий театральный кружок. Он ставил спектакли и играл сам — и в Москве, и во время приездов во Владикавказ. Для каждой постановки Вахтангов разрабатывал общий план, тщательно перечислял все предметы, которые должны находиться на сцене, описывал костюмы, грим и походку актеров, даже рассчитывал темп хода занавеса. Образцом театрального искусства для него был Московский Художественный театр. Здесь Евгения Вахтангова вдохновляло все: декорации и актерская игра, звуковые эффекты и технические детали.

В 1909 году Вахтангов решил получить профессиональное театральное образование и поступил на драматические курсы при Московском Художественном театре. Здесь преподавали преимущественно артисты театра: Александр Адашев и Василий Лужский, Николай Александров и Василий Качалов. Они обучали молодых актеров по методикам Константина Станиславского. Евгений Вахтангов хотел стать режиссером, и Константин Станиславский вскоре стал выделять его из остальных учеников. В 25 лет Евгений Вахтангов начал преподавать в театральной студии Станиславского, а спустя два года — поставил свой первый спектакль. Он использовал новейшие режиссерские приемы, экспериментировал с декорациями и сделал зрителей участниками сценического действия. Вахтангов изобрел новое направление театра — фантастический реализм. Вдохновленный методикой Станиславского, Евгений Вахтангов мечтал создать актерскую студию.

Вахтангов считал, что задача всякой театральной школы должна заключаться не в том, чтобы выпускать на театральный рынок одиночек-актеров, а в том, чтобы выпускать группы актеров, т. е. подготовленные коллективы, с тем, чтобы каждый такой выпущенный школой коллектив мог образовать из себя труппу и обслуживать любой театр. Во всех театральных школах, в которых Вахтангову приходилось преподавать, он всегда советовал ученикам выпускного курса: «не расходитесь, продолжайте работать вместе».

К тому времени, о котором идет речь, Вахтангов приобрел столь широкую популярность в Москве в качестве руководителя молодых коллек- тивов, что «спрос» на Вахтангова вырос до самых чудовищных размеров.

В феврале 1922 года, Вахтангов, уже смертельно больной, ставит вторую постановку -  сказку  «Принцессу Турандот». Яркая и легкая, она покорила всех. С этого спектакля началась история театра Вахтангова, визитными карточками которого стали гротеск и ироничность. Вахтангов использовал персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, однако сказку сделал очень современной. Актеры прямо на сцене переодевались в костюмы сказочных героев, а параллельно беседовали на злободневные темы. Вернувшись домой после очередной репетиции спектакля «Принцесса Турандот», Вахтангов слег и больше уже не вставал. Премьера состоялась без него, зато на спектакле присутствовал Константин Станиславский. «Принцесса Турандот» стала последней работой Евгения Вахтангова. Он умер 29 мая 1922 года. 

Этот спектакль  был возобновлён в разные годы Рубеном Николаевичем Симоновым и Г. Черняховским. В 1963 году, к 100-летию со дня рождения К. С. Станиславского и 80-летию Е. Б. Вахтангова, Р. Н. Симонов возобновил «Принцессу Турандот» в той же постановке, но с новыми актёрами. После смерти Рубена Николаевича Симонова в 1968 году театр возглавил его сын Евгений Рубенович Симонов.

Вскоре при театре было создано училище, которому будет суждено стать одним из лучших театральных вузов страны. Из стен прославленной «Щуки» (так называют вахтанговский театральный институт им. Щукина) вышла целая плеяда знаменитых актеров и режиссеров – Юрий Любимов, Владимир Этуш, Ролан Быков, Сергей Маковецкий, Михаил Ульянов, В. Лановой, Л.Максакова. Сегодня на этой сцене можно увидеть и талантливую «молодежь» ‒ Александра Олешко и Нонну Гришаеву.

Спектакли театра Вахтангова разнообразны. Это и классические трагедии («Медея» Еврипида), и озорные водевили («Мадмуазель Нитуш» Ф. Эрве). Здесь умеют ставить классику, что видно по успеху спектаклей Римаса Туминаса «Дядя Ваня» А. Чехова, «Евгений Онегин» А. Пушкина.

С 2008 г. театр планомерно модернизирует сценическое оснащение и сегодня, по мнению многих специалистов, обладает лучшим светом и звуком. В 2011 г. было отреставрировано декоративное убранство здания, проведен ремонт зрительного зала. Спектакли театра проходят на двух сценах: Большая вмещает 1055 зрителей, Малая рассчитана на 250 мест. Обе площадки предоставляют прекрасный обзор со всех мест. Однако в зале Малой сцены установлены подвижные кресла, что позволяет менять их конфигурацию в соответствии с замыслом режиссера. Специальная платформа позволяет поднимать декорации весом 3,5 тонны. Для людей с ограниченными физическими возможностями предусмотрен лифт.
Есть в театре и «особая третья сцена» — артистическое пространство «Арт-кафе». Здесь проводятся творческие встречи, поэтические чтения, выступления оркестра Вахтангова. Уютный со вкусом оформленный небольшой зал вместил себя небольшую сцену и столики, за которыми зрители могут отдохнуть и приятно провести время.
        С 1931 г. при театре работает музей, открытый по инициативе учеников Вахтангова. В нем можно познакомиться с текстами пьес, записями режиссеров и актеров, афишами, фотографиями и другими материалами, рассказывающими о деятельности театра.

В разное время в театре работали и сейчас работают многие известные и популярные актёры, среди которых:

     

Бабочкин Борис Андреевич (1940—1946)                                              

Вдовиченков Владимир Владимирович (с 2003 года)                 

Вележева Лидия Леонидовна (с 1988 года)

Вертинская Анастасия Александровна (1967 -1968)

Вертинская Марианна Александровна (1966—2005)

Гриценко Николай Олимпиевич (1939—1979)

Гришаева Нонна Валентиновна (с 1994 года)

Завадский Юрий Александрович (1916—1924)

Купченко Ирина Петровна (с 1970 года)

Лановой Василий Семёнович (с 1957 года)

Ливанов Василий Борисович (1958—1959)

Ломоносова Ольга Олеговна (2003—2005)

Максакова Людмила Васильевна (с 1961 года)

Охлопков, Николай Павлович (1938—1943)

Рутберг Юлия Ильинична (с 1988)

Ульянов Дмитрий Борисович (с 1998 года)

Ульянов Михаил Александрович (1950—2007)

Целиковская Людмила Васильевна (1940—1992)

Шалевич Вячеслав Анатольевич ( 1958 - 1916)

Этуш Владимир Абрамович ( 1944 -2019)

Яковлев Юрий Васильевич (1952—2013)