Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«Возвращение к истокам» - познавательный час, рассказывающий об истории национального костюма наиболее многочисленных народов, п

Оренбургская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 80 национальностей: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и др.

Слово «костюм»  в переводе с французского обозначает «обычай».

Поэтому национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях и истории своего народа. С этой книгой мы сможем совершить увлекательное путешествие по нашей малой Родине, и увидеть каким удивительным разнообразием отличалась народная одежда края.

 

Русский национальный костюм

Традиционная русская народная одежда была распространена среди крестьянского населения и не отличалась особенным  разнообразием. Русское население Оренбуржья принесло эту традицию на территорию края  с прежних мест своего обитания.

Русские мужские рубахи делались  широкие и короткие, опускались сверху исподнего платья, подпоясывались низко и слабо узким пояском, который назывался опояска. По подону и по краям рукавов рубахи расшивались узорами.

Мужские штаны (порты) шились без разрезов. Основной материал из которого они изготовлялись — сермяга  (грубая шерстяная ткань), холст, сукно, шелк.

Штаны стягивались узлом, с помощью которых регулировалась их ширина. Наиболее распространенный цвет штанов красные, хотя встречаются и другие цвета — желтые и лазоревые.

Непременным атрибутом мужской одежды являлся пояс, выходить без него на люди считалось неприличным.

Женский сарафан.  Шился он чаще всего из дорогих шёлковых материалов: парчи, жаккарда и прочих. Особенностью, а так же визуальным отличием от сарафанки, являлось наличие широких позументов или галунов, которые вертикально расположены от шеи до подола. Галуны, нашитые спереди на подол сарафана, назывались «усами», а небольшой (или вполне приличных размеров, в зависимости от достатка хозяйки) шлейф позади – «хвостом». Сарафан со шлейфом так же назывался «сарафан с таском».

Помимо позумента, уральский сарафан украшался дорогими пуговицами, что делало его еще наряднее.

В отличие от сарафана, сарафанка могла быть и праздничной, и обиходной. Её отличал крой и простота материалов, а так же отсутствие галуна

Оба комплекса одежды объединяли так называемые «рукава», которые надевались под сарафан или сарафанку.

 Особую роль в одежде нашего региона играл цвет. Вы наверняка заметили, что богатые праздничные варианты одежды из шёлка у нас обязательно яркие. Местный цветотип (набор цветов) одежды почти не знает исключений. Не были такими разве что возрастные варианты одежды. Чем ближе девушка была к браку — тем ярче была её одежда, которая потом достаточно долго таковой и оставалась уже в браке. Лишь с исходом лет эта яркость терялась. Голову покрывал платок. Без него нельзя было встретить замужнюю женщину, ибо «открытая голова считалась величайшим грехом». Зимой, самым распространенным головным убором была пуховая шаль.
 

Праздничный костюм оренбургской казачки состоял из ситцевого, шерстяного, реже шелкового платья, юбки с кофтой, плотно облегающей талию. Пожилые носили те же платья и юбки, но обыкновенной широкой кофтой. Дополнением к праздничному костюму служили белый крахмальный воротничок и манжеты. Из украшений использовались ожерелья (борки), изготовляемые из простых камней или стекла, серебряные, медные, реже золотые серьги, перстни, кольца.
 

 

Украинский национальный костюм

Наиболее типичный мужской костюм украинцев Оренбуржья— длинная рубаха, тупикообразногоо типа, или сорочки с поликами (стрелковые), заправленные в штаны.

Разрез сорочек на груди был прямым. Верхний разрез рубахи – пазушка – непременно украшается вышивкой. Строгие геометрические орнаменты выделяются на белом полотне и символизируют мужество и смелость. Часто мужской костюм украшался вышивкой с дубовым листом – мощным оберегом рода. Воротник может быть стоячим, отложным или отсутствовать вовсе. Нижняя часть костюма – шаровары – фиксируется на поясе шнуром. Все это подпоясывалось поясом, достаточно широким  поясом. Широкие штаны жгуче-красного или ярко-синего цвета внешне напоминают мешок – такой фасон удобен как для сельскохозяйственных работ, так и для исполнения залихватского гопака. Между штанинами подшивается мотня из прямоугольных кусков материи – таким образом визуальное сходство с мешком усиливается. Все это подпоясывалось поясом, достаточно широким. Как в Оренбуржье, так и на Украине широкое распространение получили так называемые «чорнобрывци» — сапоги с цветными (красными, желтыми, зелеными) голенищами и черными передками.

Женская украинская традиционная одежда отличалась двумя типами сорочек: — с цельнокроенным рукавом, пришитым по основе ткани, и с — прямыми поликами, пришитыми  по основе и по утку. Вместо юбки, которая пришла с запада, традиционной для украинок является так называемая «дерга», т.е. длинный кусок ткани, обертываемый вокруг талии. Кроме дерги, встречается «запаска», состоящая из двух половин темной шерстяной материи, которые носили одну впереди, а другую сзади. Дерга и запаска — типичная рабочая одежда женщин — украинок. В праздничные дни плахта  была вышивной и ее половинки сшивались до середины. Женщины покрывали волосы чепцом (очипком), поверх которого надевали платок. Девушки заплетали волосы в одну или две косы и повязывали  косынкой, при чем макушка оставалась открытой. Зажиточная часть украинок носили ботинки-черевики или сапожки.

 

 

 

 

 

 

 

Татарский национальный костюм   

Характерной чертой татарских национальных костюмов Оренбургского края являлось то, что они, как правило, изготовлялись из фабричной, заводской ткани.

Мужская одежда татар — это длинная рубаха ярких цветов, одеваемая на выпуск, штаны, относительно широкие, заправленные в узорчатые национальные сапоги. На голову надевалась шапочка-тюбетейка. Рубаха подпоясывалась кушаком. Нередко татары одевали поверх рубахи халаты, кафтаны, безрукавки или камзолы.

У женщин, как правило, это было платье (кульмяк) — ситцевое, с различными вставками около подола и оборками. Голова татарок была повязана холщовым платком к подбородку, поверх которого надевался бумажных платок  с распущенными концами. На платье вешались всевозможные украшения из металлических кружков или монет. Женская рубаха дополнялась вышитым нагрудником. Иногда под платок женщины одевали вышитую бархатную шапочку (калфак).

Традиционная обувь татар — кожаные ичиги с мягкими подошвами. Рабочей обувью как правило выступали лапти своеобразного плетения, которые одевались с суконными  чулками. Зимнюю одежду татар составляли белые суконные кафтаны, иногда синего цвета, а также крытые овчинные тулупы.

 

 

 

Башкирский  национальный костюм

Мужской костюм состоял из туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых надевали камзол, или халат подвязанный поясом. Причем в Оренбуржье распространен как прямоклинный, так и расклешенный халат. Головным убором являлась тюбетейка, зимой меховая шапка «малахай», закрывающая уши и шею.

Женская одежда изготовлялась в виде длинного, отрезного в талии платья -кулдэк. Платье имело оборки и передник. Под платье надевали шаровары. Непременным атрибутом женской одежды башкирок являлся камзол. Все элементы одежды украшались позументами из серебряных и других нитей.

Для молодых башкирок было свойственно ношение нагрудных украшений из монет и кораллов.Головной убор подразделялся на женский и девичий. У женщин он представлял собой чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами. По спине спускалась расшитая бисером и раковинами лопасть.

Для девушек характерной была также шлемовидная шапочка, покрытая монетами. Распространены были также яркие головные платки.Верхней одеждой женщин являлись расписные кафтаны и чекмени. Для их изготовления использовались цветное сукно, позументы, вышивка, монеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казахский национальный костюм

Мужской костюм казахов состоял из рубахи, штанов и бешмета, верхняя одежда казахов это халат, который подвязывался  кожаным поясом. Головным убором мужчин являлась маленькая шапочка-тюбетейка- «такия», поверх которой одевалась войлочная шляпа-«калпак», с отгибающимися полями. Для зимы была предусмотрена теплая шапка – «тымак» из овчины, и его детский вариант из лисьего меха. В суровых условиях степной непогоды «тымаки» (треухи) незаменимы и идеальны

Женская одежда состояла из рубахи и платья. Цвет платья менялся в зависимости от возрастного статуса женщины, т.е. от цветного до белых или темных тонов. Головной убор женщины варьировался от семейного положения, возраста и статуса. Например замужние женщины носили кимешек – головной убор в виде капюшона из шелковой ткани. Для девушки предусматривались головные уборы двух типов: тюбетейка «такия» и теплая шапка с меховой опушкой - «борик». Девичья «такия» считалась самой красивой из всех существующих в Казахстане тюбетеек. Она имела круглую форму и была очень легкой, высота шапочки составляла 10-15 см. На верхушку «такии» пришивали перья белого филина, как оберег, а края украшали дорогими камнями.

Такую тюбетейку девушки носили до самого замужества, а уже на свадьбе существовал целый ритуал прощания с «такией» - символом детства.