Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«Во имя жизни на земле...» - литературно-музыкальная гостиная

Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда останутся в памяти народной. Именно таким является Великая Отечественная война. Она вошла в историю человечества, небывалая по своим масштабам, трагизму, бедам, лишениям, массовому героизму на полях сражений, самоотверженному подвигу народа на фронте и в тылу.

Война всё дальше и дальше уходит в прошлое, но потомки всегда будут помнить то драматическое время, то героическое время, всегда будут чтить тех, кто не щадя себя защищал нашу страну от немецко-фашистских захватчиков, о тех, кто приближал долгожданную победу.

Вместе с солдатами на фронте и рабочими в тылу в строй встала и песня. Песня помогла выстоять народу и победить, она стала невещественным оружием, не позволившим сломить дух советского народа.

В самом начале войны советскими композиторами были созданы сотни новых песен, многие из которых сразу «ушли на фронт».

«Священная война». Стихотворение В.И. Лебедева-Кумача с таким заголовком было опубликовано 24 июня 1941 года одновременно в «Красной звезде» и в «Известиях».  К этой песне писали музыку и другие известные композиторы, но бессмертной и неувядающей песней-набатом, песней-символом сурового военного времени стала именно песня на музыку А. В. Александрова.

Священная война

 

«В землянке». Эта песня родилась из шестнадцати строк из письма жене Алексея Александровича Суркова. Сразу после начала Великой Отечественной войны журналист и поэт Алексей Сурков стал военным корреспондентом газеты «Красноармейская правда». В конце осени 1941 года отправились на командный пункт 258-го (22-го гвардейского) стрелкового полка, находившийся в деревне Кашино. Командный пункт оказался отрезаным от батальонов наступающей 10-й танковой дивизией Германии. Тогда начальник штаба полка капитан И. К. Величкин пополз к зданиям, закидывая противника гранатами, что вызвало ослабление вражеского обстрела и дало возможность пойти на прорыв. Благополучно пройдя минное поле, все отошли к речке и переправились через неё по ещё тонкому льду — под возобновившийся миномётный обстрел — к деревне Ульяшино, в которой стоял батальон. Когда Сурков добрался до своих, то вся его шинель оказалась посечённой осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага». После этого оставалось только дописать: «До тебя мне дойти нелегко…» После прихода в деревню штабисты и корреспонденты были размещены в землянке. Все были очень уставшими — настолько, что, по воспоминаниям Суркова, начальник штаба Величкин, сев есть суп, после второй ложки заснул, так как не спал четыре дня. Остальные устроились около печки, кто-то начал играть на гармони, чтобы снять напряжение. Сурков стал делать наброски для репортажа, но получились стихи. Ночью он вернулся в Москву, где и закончил своё знаменитое стихотворение «В землянке». Текст стихотворения Сурков поместил в письме своей жене Софье Антоновне, написав на обороте листка слова «Тебе, солнышко моё!». На следующий день письмо в солдатском треугольнике было отправлено в город Чистополь, где семья Суркова находилась в эвакуации. В феврале 1942 года в редакцию газеты «Фронтовая правда» в Москве, где также начал работать Сурков, зашёл композитор Константин Листов, искавший тексты для песен. Сурков вспомнил о написанных стихах, оформил их набело и передал композитору, уверенный в том, что ничего не получится. Однако через неделю Листов вернулся в редакцию и, взяв гитару у фотокорреспондента Михаила Савина, исполнил новую песню, назвав её «В землянке». Присутствовавшие одобрили композицию, а вечером Савин, попросив текст, исполнил песню сам: мелодия запомнилась с первого исполнения. Работавший во «Фронтовой правде» писатель Евгений Воробьёв скопировал ноты и текст и вместе с Михаилом Савиным принёс их в редакцию «Комсомольской правды». Там они исполнили песню (Воробьёв пел, а Савин аккомпанировал). Слушателям она понравилась и была опубликована в номере газеты от 25 марта 1942 года.

В землянке

 

«Синий платочек». Песня эта родилась впервые и была исполнена в популярном польском эстрадном коллективе «Голубой джаз», участники которого, спасаясь от фашистской неволи, осенью 1939 года приехали в нашу страну и стали выступать с концертами в городах Советского Союза. Весной 1940 года коллектив этот выступал в Москве. Тогда-то и состоялась встреча пианиста и композитора «голубого джаза» Ежи Петерсбурского с московским поэтом и драматургом Я. М. Галицким, подтекстовавшим понравившуюся ему мелодию польского музыканта. Незатейливый напев и слова довоенной песни полюбились и запомнились многим, их полюбили и подхватили популярные в ту пору исполнители, в том числе Е. Юровская, И. Юрьева, Л. Русланова. В годы Великой Отечественной войны родилось большое количество вариантов и переделок этой популярной песни. В апреле 1942 года песню включила в свой репертуар Клавдия Шульженко. С голоса этой популярной певицы песня обрела свою вторую жизнь.

Синий платочек

 

«Эх, дороги». По своему строю песня наиболее близка народной песне. Тот же глубокий вздох вначале, определяющий основной настрой песни-воспоминания. Написана она была по заказу Ансамбля песни и пляски НКВД вскоре после окончания войны. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков называл её в числе трёх своих любимых песен, наряду со «Священной войной» и песней «Соловьи».

Эх, дороги

 

«День Победы»Самым популярным музыкальным символом, с которым ассоциируется Великая Отечественная война последние 40 лет, является песня «День Победы», написанная на стихи участника войны Владимира Харитонова композитором Давидом Тухмановым к 30-летию Великой Победы в 1975 году. Композиция является непременным знаковым атрибутом торжеств, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне как в России, так и в ряде бывших советских республик.

Удивительно, но композиция «День Победы» не смогла занять абсолютно никакого места в конкурсе к 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Песня была подвергнута особенно жёсткой критике из-за её неоднозначного музыкального сопровождения. На то время считалось, что Давид Тухманов был слишком молод для того, чтобы работать над музыкой песни к такому важному для страны событию. Песня также критиковалась за излишний положительный мотив музыкального сопровождения, который, по мнению представителей цензуры, искажал для слушателей восприятие праздника. Всенародное признание композиция получила в конце 1975 года. Тогда она впервые прозвучала в прямом эфире на праздновании, посвящённому Дню милиции. Спел её советский певец Лев Валерьянович Лещенко, который и по сей день ассоциируется у публики в виде, пожалуй, главного исполнителя этой песни.

День Победы