Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

Тематический урок «История точечной азбуки» ко Всемирному дню азбуки Брайля

19 декабря 2018 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 4 января Всемирным днем азбуки Брайля.

"…. ежегодно отмечать 4 января Всемирный день азбуки Брайля, начиная с 2019 года в целях повышения осведомленности о значении азбуки Брайля как одного из средств общения для полной реализации прав человека слепых и слабовидящих людей", - говорится в документе.

 Государства - члены ООН напомнили о том, что, согласно Конвенции о правах инвалидов, азбука Брайля является средством общения слепых и играет важнейшую роль в их образовании, доступе к информации и реализации права на свободу выражения мнения и убеждений.

Эта дата календаря выбрана не случайно: 4 января появился на свет известный французский тифлопедагог Луи Брайль, который создал для незрячих людей особый рельефно-точечный шрифт. Тактильный шрифт по системе Брайля -  одно из важнейших достижений человечества для незрячих людей. Сегодня  незрячие люди всего мира используют  эту систему для чтения и письма.

Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля – основа грамотности слепых и инструмент познания окружающего мира. Обладая навыком чтения по Брайлю, незрячий человек во многом упрощает себе жизнь: зная шрифт, он получает знания,  может прочитать произведения великих писателей или пользоваться интернетом с помощью «брайлевского дисплея», а также облегчает себе ориентирование в пространстве благодаря тактильным табличкам.

 Луи Брайль родился в 1809 году в семье сапожника во французском городке Кувре.  В  три года мальчик поранил глаза шорным ножом - чем-то наподобие шила - и начал слепнуть. В 5 лет потерял зрение окончательно.

Когда мальчику исполнилось десять лет, его отдали в Парижскую школу для слепых детей. Уже тогда были книги, изданные рельефно-линейным шрифтом, но их не хватало. Обучение в основном строилось на восприятии информации на слух.

В 1824 году Луи Брайль разработал свой рельефно-точечный шрифт , вдохновившись простотой «ночного шрифта» Шарля Барбье. «Ночной шрифт» в то время использовался военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте. Луи Брайль долгое время дорабатывал свой шрифт и в 1837 году представил его в обновленном виде – с тех пор латинская система Брайля почти не менялась.

Для обозначения букв Брайль использовал шесть точек, расположенных в два столбца и три ряда. Учитывая порядок букв в латинском алфавите, первые буквы обозначались верхними и средними точками, для обозначения следующих букв добавлялись нижние точки, сначала два раза слева, потом два раза справа. Наличие или отсутствие точки давало определенный символ.

Одной из особенностей использования шрифта Брайля является то, что текст пишется справа налево, а потом письмо переворачивается и написаное читается слева направо.

Для записи символов шрифта Брайля используются особые письменные принадлежности – прибор и грифель. В 1837 году на рельефно-точечном языке была напечатана первая книга под названием «Краткая история Франции». С тех пор азбука Брайля считается наиболее совершенным способом коммуникации людей с проблемами зрения.

Широко применять шрифт Брайля начали намного позже, уже после смерти автора, а в его институте эту систему стали использовать через 2 года после его смерти. За пределы Франции легендарное изобретение учителя без зрения вышло только в 1854 году.

Шрифт Брайля адаптирован под множество языков мира, на нём напечатаны тысячи книг в различных странах. Русскоязычный вариант впервые был предложен в 1861 году князем Денисом Оболенским, а окончательный вариант, которым сегодня пользуются незрячие люди в нашей стране, создан в 1881 году тифлопедагогом Екатериной Трумберг. Первые книги на языке Брайля в России напечатала на собственные средства просветительница Анна Адлер. В 1898 году начал выходить первый журнал для незрячих «Досуг слепых».

В настоящее время  специализированные библиотеки для слепых  являются  получателями,  хранителями, а также пропагандистами брайлевской литературы среди незрячих читателей.  Одной из крупнейших библиотек в России, где собрано большое количество экземпляров различных книг с применением системы Брайля, является Российская государственная библиотека для слепых (РГБС).

Для многих людей с проблемами зрения книга является окном в большой мир, другом, советчиком, библиотерапевтом и врачом, а библиотека становится  центром реабилитации и общения.

Оренбургская областная библиотека для слепых на 1 января 2023 года располагает фондом брайлевской литературы в количестве 13090 единиц.

Согласно принятой в Российской Федерации в  2011 году  социальной программе "Доступная среда", направленной на создание условий, которые способствовали бы включению инвалидов и маломобильных граждан в общество и повышали бы их уровень жизни, все объекты социального и общественного назначения должны быть адаптированы для их посещения инвалидами, в частности по зрению. Один из способов восприятия текстовой информации незрячими – это  чтение по системе Брайля, поэтому на предметах быта и в возможных местах пребывания незрячих информация часто дублируется рельефно-точечным шрифтом Брайля. Так, в 2016 году  в Госдуму внесен проект закона о необходимости нанесения информации шрифтом Брайля на упаковках лекарств. Для помощи незрячим и слабовидящим при ориентировании в пространстве создаются различные средства с применением шрифта по системе Брайля, например тактильные таблички или пиктограммы. Основные места использования таких тактильных знаков – различные учреждения общественного пользования с большой проходимостью. 

Какие особенности при использовании шрифта Брайля необходимо учитывать?

  • Буквы и цифры в шрифте Брайля имеют определенные в ГОСТ размеры и не масштабируются.
  • На всех объектах в Российской Федерации используется только «русский Брайль». Цифры на всех языках читаются одинаково.
  • Существуют зоны доступности тактильных знаков и указателей, в которых их необходимо размещать.