Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«Шаляпин известный и неизвестный» - литературно-музыкальный вечер-портрет

Фёдор Иванович Шаляпин, Очи чёрные.mp3

 13 февраля исполняется 150 лет со дня рождения великого русского артиста Фёдора Ивановича Шаляпина. Выходец из крестьянской семьи, он выступал в самых престижных театрах – Большом, Мариинском, Метрополитен-опере. Среди поклонников его таланта были композиторы Сергей Прокофьев и Антон Рубинштейн, актер Чарли Чаплин, будущий английский король Эдуард IV и многие другие. Критик Владимир Стасов называл его «великим художником». Успех Шаляпина был настолько грандиозным, что современники шутили: «В Москве есть три чуда: Царь – колокол, Царь – пушка и Царь – бас – Федор Шаляпин». Шаляпинский бас знали и любили в России, Европе, Америке.

Федор Шаляпин родился в Казани 13 февраля 1873 года в простой крестьянской семье.

Родители рано обратили внимание на красивый дискант своего маленького сына. С девяти лет он начал петь в церковном хоре, получая при этом жалованье. Регент хора Щербинин обучил его нотной грамоте.

Не смотря на музыкальные способности, мальчику пришлось обучаться ремеслу. Родители отдали его в помощники к сапожнику, а позже он служил помощником писаря.

Но однажды Шаляпин совершенно случайно оказался в Казанском оперном театре и решил кардинально изменить сферу своей деятельности.

Талантливый самоучка, невзирая на несколько провальных дебютов, со временем обрел сценическую уверенность. Об его способностях становится известно Г.И. Деркачу, руководителю малороссийского странствующего театра. Шаляпина приглашают в труппу этого театра. Он начинает гастролировать по российским городам. Но после театрального сезона молодой певец остается без работы, и без средств к существованию.

В это трудное для начинающего артиста время, он знакомится со знаменитым тенором Дмитрием Усатовым, который берет на себя заботы о молодом Шаляпине: занимается с ним вокалом, помогает разучивать партии известных опер, а также знакомит с правилами этикета.

В 1894 году певец приезжает в Санкт-Петербург. Его принимают на службу в Императорский театр. Это было большой удачей для Шаляпина, но через некоторое время его стала угнетать строгая дисциплина, царившая в театре. Он ищет выход из этого положения, и вскоре находит его. Меценат Савва Мамонтов приглашает певца работать в его театре. У Мамонтова было особое чутье на таланты, он чувствовал, что молодой певец обладает огромным потенциалом. В период своей работы в театре Мамонтова знаменитый бас исполнил все знаменитые басовые партии из русских опер – «Бориса Годунова», «Русалки», «Жизнь за царя», «Псковитянки», «Содко», «Моцарта и Сальери», «Хованщины». В опере «Фауст» Шарля Гуно певец выступал в роли Мефистофеля, его басовая партия в этой опере до настоящего времени считается эталонной. Через несколько лет похожий образ Шаляпин воссоздал в арии «Мефистофель» на сцене «Ла Скала», что принесло ему мировое признание. В начале XX века певец становится солистом Мариинского театра и гастролирует по всему миру. 

Федор Иванович дружит с Александром Куприным, М. Врубелем, К. Коровиным, Сергеем Рахманиновым, со знаменитыми итальянскими исполнителями – Э. Карузо, Т. Руффо. Есть фотографии, где выдающийся русский певец запечатлен в обществе своего близкого приятеля – Максима Горького.

Федор Шаляпин был всесторонне одаренным человеком. Он не только прекрасно пел, но и увлекался живописью, скульптурой. Шаляпин также был «виртуозом грима» и создавал сценические портреты, добавляя к могучему звучанию баса яркую картинку. Певец словно лепил свое лицо, современники сравнивали его манеру нанесения грима с полотнами Коровина и Врубеля. К примеру, образ Бориса Годунова менялся из картины в картину, проявлялись морщины и седина. Шаляпин–Мефистофель в Милане вызвал настоящую сенсацию. Федор Иванович одним из первых стал гримировать не только лицо, но и руки и даже тело.

Шаляпин обладал и актерскими способностями. В фильме «Иван Грозный» А. Иванова-Гая он создал достоверный образ тирана-самодержца. В киноленте «Дон Кихот», снятой немецким режиссером Георгом Вильгельмом Пабстом, певец перевоплотился в благородного рыцаря, воюющего с ветряными мельницами.

Федор Шаляпин  скончался весной 1938 года, был погребен на французском кладбище, а в 1984 году останки великого певца перезахоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.