Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

"Сердце отдаю детям" - 105 лет педагогу-новатору В. Сухомлинскому

 Василий Александрович Сухомлинский родился 15 (28) сентября 1918 года в многодетной крестьянской семье в селе Васильевка Кировоградской области.

В свои 17 лет 1935 году Василий Александрович впервые вошёл педагогом в школу. Вначале он работал старшим пионервожатым, затем учителем младших классов, а позже преподавал украинский язык и литературу. После окончания филологического факультета Полтавского педагогического института он был назначен завучем в среднюю школу в районном центре Онуфриевка.

В начале Великой Отечественной войны Сухомлинский становится в ряды защитников Смоленска, а затем и Москвы. 8 февраля 1942 года у села Клепинино под Ржевом комиссар Сухомлинский был тяжело ранен.

Из-за ранения Василий Александрович был демобилизован из армии. В том же 1942 году он уже был назначен директором школы в небольшом населенном пункте Уве в Удмуртии. Ситуация там была очень тяжелая. Приходилось заботиться не только о воспитании и обучении детей, но и об их одежде и пропитании. 

В 1944 году Василий Сухомлинский возвращается на родину, где молодого, но опытного педагога назначают заведующим Онуфриевским роно. Нужно было возрождать систему образования, помогать детям, многие из которых после фашистской оккупации стали сиротами.

Осенью 1948 Сухомлинский просит освободить его от должности из роно по состоянию здоровья и назначить директором любой школы.  Так он становится директором Павлышской школы.

Маленькая школа в послевоенное время представляла собой печальное зрелище. На всю школу была всего одна керосиновая лампа, а писать приходилось на оставшихся от оккупантов бумажных мешках. Но постепенно жизнь налаживалась, и вокруг увлеченного и преданного своему делу директора начала складываться команда педагогов-единомышленников.

Известного педагога-новатора не стало 2 сентября 1970 года.

Принципы системы Сухомлинского:

  • Человековедение - вот самый главный предмет
  • Воспитание без наказаний
  • Поощрение желания ребенка быть хорошим
  • Запрет на удовлетворение деструктивных желаний
  • Природа - источник нравственного воспитания
  • Обязательное трудовое воспитание, которое порождает человечность и доброту

Оновные мысли 

Основной смысл образования по Сухомлинскому - развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был преподавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу - способствовать всеми возможными способами всестороннему развитию обучающегося. Поэтому требуется перемена отношений в системе "учитель-ученик", на установление связи и сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов преподавания. Процесс общего социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельностного и личностного подходов.

Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремление, формирует мотивы к саморазвитию, изучает его активность, создаёт условия для самодвижения. Сухомлинский считал, что учитель помогает ребёнку стать «сооткрывателем в стране знаний».

Нравственное развитие ребёнка, считал Сухомлинский, должно представлять собой постоянный процесс, а моральные понятия обогащаться, углубляться, превращаясь постепенно в глубокие и сознательные убеждения, выполняющие функцию реальных регуляторов жизнедеятельности человека, его поведения. Нравственность, являясь «ядром» внутреннего мира человека, делает его неповторимой личностью.

Сложность образовательного процесса, занимающего значительное место в судьбе обучаемых, не даёт ощутимого, зримого результата сразу после его завершения. Продуктом обучения и воспитания является всё последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия нельзя контролировать непосредственно. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берёт на себя ответственность за тех, кому он будет преподавать, вместе с тем, он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть педагогом, учителем, воспитателем. В.М.Сухомлинский говорил, что нет работы более изнурительной для сердца, чем работа педагога.

Преподавателю необходимо совместно с детьми проживать и переживать всё, что происходит каждый день в учебном заведении. И помогают в этом именно игровые методы обучения, так как игра прививает интерес и готовность к учению, развивает познавательные способности. Тогда годы учёбы станут радостными, и ребята не оттолкнутся от педагога и будут жить с ним подобной жизнью. Если преподавателю удаётся совместить обучение с игрой, то это позволяет решить проблему"скучности". Ведь древние греки знали, что учиться надо играя. Не случайно, понятие "образование" на греческом языке созвучно понятию "игра".