Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«Расскажи ребенку об опасности» - познавательный урок

В рамках Всероссийской  акции «Безопасность детства» ГБУК «Областная библиотека для слепых» предлагает познавательный урок «Расскажи ребенку об опасности»

В дни школьных каникул у ребенка появляется много свободного времени, в то время как родители по-прежнему заняты на работе. Как сохранить жизнь и здоровье ребенка, оградить его от негативного влияния  взрослых?

Как вести себя с незнакомыми людьми

С раннего детства нас окружают родные люди, которые нас любят и относятся к нам хорошо. Любовь, которую мы получаем от близких, укрепляет нашу уверенность в себе и стремление отвечать людям тем же добром. Постепенно узнавая людей, мы понимаем, что бывают разные люди – те, что совершают хорошие поступки, и те, что творят поступки дурные. И сразу понять, какой человек перед тобой, очень не просто. Детское восприятие дурного человека опирается на образы отрицательных героев мультфильмов и кино: неприятная внешность, злая ухмылка, чёрная маска, жуткий смех, хриплый голос.

Детские медиа невольно вводят ребёнка в заблуждение относительно того, как ведут себя люди с дурными намерениями, и ребёнок полагает, что непременно узнает любого злоумышленника с первого взгляда.

Этим распространённым заблуждением детей могут пользоваться злоумышленники для достижения своих целей.

Человек с приятной внешностью и с приятным голосом запросто может подойти к ребёнку на детской площадке, сделать ему комплимент, похвалить, и малыш ничего не заподозрит. Длинного носа нет, голос не сиплый, лицо не серое, одежда не чёрная. Почему бы не пойти с таким человеком и не посмотреть котят? К сожалению, с такими историями правоохранительные органы и психологические службы сталкиваются постоянно.

Наша задача состоит в том, чтобы объяснить детям, что люди с дурными намерениями внешне ничем не отличаются от  остальных, и не стоит даже пытаться их «вычислять». Гораздо важнее различать «своих» и «чужих», потому что поведение некоторых «чужих» может многое рассказать об их намерениях.

Кто такие «свои», а кто «чужие»?

Задача родителей состоит в том, чтобы объяснить детям, что люди с дурными намерениями внешне ничем не отличаются от остальных.
 «Чужой» - это любой человек, которого не знает ни ребёнок, ни вы сами. Независимо от  того, как этот человек выглядит, ведёт себя, кем представляется, неважно, молодой он или старый, мужчина это или женщина, или даже ребёнок.       «Свои» - это мама, папа, бабушки и дедушки, другие родственники. Кроме того, «свои» - это те, с кем родители разрешили разговаривать, с кем сами познакомили ребёнка.

Прежде чем общаться с чужим человеком, ребёнок должен спросить разрешения у мамы (папы, бабушки или дедушки – сами обозначьте этот круг лиц). Даже если вы сами знаете человека, а ребёнок видит его в первый раз, научите его, что он должен спрашивать у вас разрешения, прежде чем разговаривать с этим человеком, брать у него подарок, идти с ним куда-то.

Если ребенок ещё мал и только-только научился отличать «своих» и «чужих», поддерживайте в нём настороженное отношение к чужим, незнакомым людям. Находясь без родителей, ребёнок должен будет сам принимать решение, как вести себя с «чужими» людьми. Важно объяснить ребёнку, что нормальному взрослому человеку от незнакомого ребёнка ничего не нужно.

Безопасный «чужой» не будет просить ребёнка о помощи, не будет угощать, приглашать в гости, настойчиво предлагать подарки или возможность сняться в кино.

Задача родителей не только объяснить детям, что нельзя говорить с незнакомцами, но и научить их тому, что делать, если к тебе подошёл кто-то и пытается завести знакомство. Самое главное – не нужно стесняться просить о помощи.

Другой вопрос – у кого просить о помощи? Лучше заранее обсудить это с ребёнком. Если рядом есть мамы с детьми – нужно обратиться за помощью к этим мамам. Если увидит полицейского в форме или охранника – то можно обратиться к нему. Вариантов много.

Злоумышленники пользуются тем, что дети чаще всего слушаются взрослых. Поэтому они могут имитировать просьбы о помощи. Ребёнок должен прекратить диалог с незнакомцем и немедленно отправиться туда, где есть другие взрослые, чтобы привлечь внимание к происходящему. Действительно нуждающийся в помощи взрослый человек не станет просить о помощи детей, а обратится ко взрослым.

Ребёнок должен понимать: взрослый просит помощи у взрослых, а ребёнок  - у близких знакомых или безопасных взрослых.

Если к ребёнку кто-то обращается на улице, очень важно, чтобы у него был некий запас фраз, которые он может использовать: «Извините, я спешу», «Мне мама не разрешает разговаривать с незнакомым человеком».

Ребёнок должен помнить, что никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя идти куда-то вместе с незнакомцем. Это может иметь риск для жизни. Никогда не сообщай незнакомым людям никакой информации о себе: ни имени и фамилии, ни адреса, ни номера школы и класса, ни телефона.

 Если вслед за тобой идёт незнакомец, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне. В крайнем, можно обратиться к любому прохожему и попросить о помощи. Очень важно встречать детей – это даёт им ощущение безопасности, а родителям - спокойствия.

Если у вашего ребёнка уже современный телефон, то научите его отправлять своё местоположение в сообщении – эта функция позволяет определить вплоть до координат, где находится человек.

Очень важно ещё обучить ребёнка правильному обращению с ключами. Доставать их нужно непосредственно перед квартирой, а не на улице. Не оставлять ключи под ковриком или в потайном ящике возле подъезда. Входная дверь должна быть всегда закрыта на замок. Это может сохранить жизнь всем обитателям квартиры. Особенно на первых этажах домов.

Если ребёнок дома один и в дверь звонят, научите его не открывать её сразу, а посмотреть в глазок и спросить: «Кто там?» А лучше вообще не вступать в разговор через дверь с незнакомыми людьми.

Возвращаясь домой и подходя к подъезду, ребёнок должен обратить внимание, не идёт ли кто-либо следом. Если кто-то идёт – лучше погулять на улице.

Ребёнок должен сделать всё, чтобы не сталкиваться с незнакомыми людьми в подъезде и лифте. Если ребёнок оказался в лифте с незнакомым человеком, не нужно нажимать кнопку своего этажа, пусть нажмёт кнопку «2». Как только лифт остановится, сразу нужно выходить на лестницу и возвращаться на улицу. Лучше дождаться кого-то из соседей, чтобы подняться домой вместе. Во время движения кабины ребёнок должен стоять спиной к стене и не поворачиваться спиной к незнакомцу. Если на ребёнка всё-таки напали, он должен защищаться любым способом (кусаться, упираться, отбиваться) и громко кричать и звать на помощь: «На меня напали!», «Помогите! Я не знаю этого человека, а он от меня что-то хочет».

Важнейшее правило, которое быстро позволит определить намерения чужого взрослого, такое: нормальному взрослому человеку от чужого ребёнка ничего не нужно. Если чужак настойчиво хочет чего бы, то ни было от ребёнка – это сигнал тревоги.

Уважаемые родители! Не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!