Государственное бюджетное учреждение культуры "Областная библиотека для слепых"
Министерство культуры Оренбургской области
К 80-летию юбилея Великой Победы предлагаем подборку кинофильмов с тифлокомментариями о Великой Отечественной войне:
«Летят журавли», 1957 г., 12+
«Летят журавли» - единственный советский фильм, награжденный «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля. Это не просто фильм о войне, это фильм о странностях и превратностях человеческой души, о любви, которая не знает границ, о вере в добро, которую ничто не может поколебать, о верности и предательстве, о мужестве и трусости…
Однажды в руки режиссера Михаила Калатозова попали гранки журнала «Театр» с готовой к печати пьесой Виктора Розова «Вечно живые». Эта повесть была написана еще в 1943 году, но по различным идеологическим причинам почти 13 лет пролежала на полке, и вот она наконец попала не только в печать, но и на глаза известному кинорежиссеру. Утром следующего дня Калатозов стоял у двери коммунальной квартиры, в которой жил Розов, с предложением немедленно написать сценарий по пьесе. Розов сценарии никогда не писал. Тогда режиссер лично помог ему составить текст, сразу ориентируясь на необходимые сюжетные изменения, которые потребуются для работы с киностудией, согласившейся взять фильм в работу. Руководивший тогда «Мосфильмом» Иван Пырьев остался очень доволен сценарием, и уже в июле 1956 года группа приступила к съемкам.
Съемочный процесс проходил трудно и с многочисленными простоями. Калатозов, который начинал как оператор, придерживался принципа, что пусть лучше эпизода не будет совсем, чем он будет плохо снят. Из-за этого в фильм не попало множество задуманных изначально эпизодов. Сложно приходилось на площадке и съемочной группе. Так, для того, чтобы снять, как Вероника и Борис поднимаются по лестнице в подъезде, построили трехэтажную декорацию подъезда с шестом посередине, по которому медленно поднималась камера. Вообще этот фильм стал известен еще и как пример уникального труда не только оператора Сергея Урусевского. Например, Татьяна Самойлова, которая в самый разгар съемок заболела туберкулезом, до обморока работала на площадке, уходя четыре раза в день на уколы и возвращаясь вновь. А Баталов, разбивший себе во время съемок лицо, сразу из больницы вернулся на съемки.
«Они сражались за Родину», 1975 г., 12+
Военная драма «Они сражались за Родину» Сергей Бондарчука появилась на советских экранах 12 мая 1975 года. Это одноименная экранизация романа Михаила Шолохова о Великой Отечественной войне. Писатель согласился на экранизацию с одним условием: съемки должны были проходить на месте событий 1942 года - под Сталинградом.
К работе над фильмом приступили весной 1974 года. Съемочная команда расположилась в 20 километрах от станицы Клетской, на хуторе Мелологовском. Здесь сохранились полуразрушенные окопы и воронки от снарядов, а 40-градусная жара и пыль делали картинку в кадре очень правдоподобной. Для достоверности Сергей Бондарчук выкупил хуторские дома, чтобы сначала восстановить их, а затем полностью сжечь. В съемках участвовал специальный полк военнослужащих, за время работы над фильмом кинематографисты взорвали около 5 тонн тротила.
Практически всех актеров утвердили на роли без предварительных проб. В фильме снимались: Вячеслав Тихонов в роли Николая Стрельцова, сам Сергей Бондарчук в роли Игоря Звягинцева, Георгий Бурков в роли Александра Копытовского, Юрий Никулин, сыгравший рядового Некрасова, и многие другие знаменитые артисты. Главного героя - Петра Лопахина - сыграл Василий Шукшин. Сергей Бондарчук изначально видел в этой роли только его. Однако последние три сцены снимали уже после смерти Шукшина. Его заменил актер Юрий Соловьев, которого снимали со спины, а озвучил мастер дубляжа Игорь Ефимов.
В 1975 году фильм посмотрели более 40 миллионов зрителей. По опросу читателей журнала «Советский экран» за 1976 год его признали лучшей картиной в 1976 году. Сергей Бондарчук и оператор Василий Юсов стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
В 2016 году на Фрунзенской набережной Москвы, перед зданием Национального центра управления обороны страны открыли памятник по мотивам фильма. Композицию из пяти идущих друг за другом солдат - героев картины - изготовили из бронзы.
«Иди и смотри», 1985, 18+
В центре сюжета трагического фильма Элема Климова «Иди и смотри» - символ нацистских зверств: расправа в белорусской Хатыни. «Я тогда задумался: а ведь про Хатынь в мире не знают!» - говорил Элем Климов, объясняя свое решение снять этот фильм. Война глазами детей - страшное зрелище, и Климов, ребенком эвакуировавшийся из пылающего Сталинграда, знал это как никто другой. Поэтому «Хатынская повесть» белорусского писателя Алеся Адамовича, ставшая отправной точкой для создания сценария, так остро и так мгновенно поразила режиссера.
«Убейте Гитлера» - так изначально назвал свой фильм Элем Климов, и это название звучало призывом к искоренению зла, мгновенно отделяя немцев от нацистов. Но позже, когда худсовет Госкино категорически запретил использовать имя Гитлера в названии советского фильма о войне, на ум режиссеру пришли строки из Апокалипсиса, в которых была фраза: «Иди и смотри». Так появился беспрецедентный и безапелляционный фильм о бессмысленной жестокости, которую невозможно пережить. Фильм, который сам Элем Климов назвал «мольбой о мире».
Как и любой подобный взгляд на реальность, картина имеет сложную творческую судьбу. Фильм запустили в производство еще в 1977 году, но на этапе выбора натуры и подбора актеров он был закрыт из-за категорического отказа Климова убирать из сюжета тяжелые, жестокие, но ключевые сцены; закрыт с «неоперабельными» для советского времени диагнозами - «пропаганда эстетики грязи», «натурализм», «смакование».
Много лет продолжалась борьба режиссера за свой фильм, и только в 1984 году, не поступившись ни одним кадром, Элем Климов вновь приступил к съемкам. Фильм «Иди и смотри» вышел на экраны летом 1985 года и был приурочен к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Три года после премьеры фильм демонстрировался в различных европейских странах, поражая зрителей своей пронзительностью и правдоподобностью. Однако нашлись и критики, в основном представители западной прессы, которые обвиняли режиссера в затянутости сюжета, в ненужном давлении на психику, в чрезмерно суровом изображении нацистов. Так ли это на самом деле - каждый человек будет решать для себя сам. Одно очевидно: «Иди и смотри» - это фильм о том, что больше никогда не должно повториться.
«Иваново детство», 1962 г., 12+
Именно этот фильм принес Андрею Тарковскому мировую известность. Он был вторым режиссером, который работал над экранизацией повести Владимира Богомолова «Иван». Сначала режиссером картины был Эдуард Абалов, но сам сценарий и режиссерская задумка фильма вызвали негодование на всех уровнях. Даже съемочная группа протестовала против того, как буднично военные отправляли на смерть маленького 12-летнего мальчика.
Когда возникла необходимость смены режиссера, выбор практически сразу пал на Тарковского. Он изучил уже существующий материал и изложил свое видение сценария. Мальчик видит сны о том детстве, которое у него должно быть, а вот страшная реальность, в которой тяжело каждый раз просыпаться, - это то, чего в жизни быть не должно никогда, ни при каких обстоятельствах. «Или я буду снимать так, или мне здесь делать нечего», - подытожил режиссер, и его кандидатура была утверждена.
К написанию сценария Тарковский привлек своего друга Андрея Кончаловского. Они работали плодотворно и вдохновенно - сценарий был написан за две недели.
На роль Ивана сразу был утвержден Николай Бурляев. Этого юного артиста Андрей Кончаловский незадолго до съемок встретил на улице, предложил сниматься в кино и снял в дипломном фильме «Мальчик и голубь». Впоследствии Бурляев вспоминал о Тарковском: «Он добивался полной правды, а не игры». Именно работа над фильмом «Иваново детство» убедила Тарковского в том, что для талантливой актерской игры совсем необязательно набирать профессионалов. Главное, чтобы это были искренние и талантливые люди. В фильме «Иваново детство» снялись лишь несколько профессиональных актеров. Николай Бурляев - обычный советский школьник; Евгений Жариков - студент ВГИКа, ученик Сергея Герасимова; Валентина Малявина - студентка первого курса Школы-студии МХАТ. В эпизодической роли появляется в фильме и первая жена режиссера Ирма Тарковская - она играет роль матери Ивана. Тарковский попросил Владимира Высоцкого попробоваться на роль капитана Холина, но худсовет, просмотрев пробы Высоцкого, решил, что они неудачны. В итоге роль Холина сыграл Валентин Зубков.
Музыкальный фильм «Небесный тихоход», 1945 г., 0+
Музыкальный фильм «Небесный тихоход» вышел весной 1946 года, перед первой годовщиной Победы. Его действие происходит во время Великой Отечественной войны. Главные герои картины - три друга-летчика, которые решили «не влюбляться даже в самых красивых девчат», пока не закончатся бои. Название фильма произошло от фронтового прозвища легкого самолета «У-2». Этим «небесным тихоходом» один из главных персонажей, майор Василий Булочкин, вынужден был управлять, когда вернулся в строй после ранения.
Режиссер Семен Тимошенко снял фильм по собственному сценарию. На главные роли он пригласил Николая Крючкова, Василия Меркурьева и Василия Нещипленко. Музыку для «Небесного тихохода» написал композитор Василий Соловьев-Седой. Песни «Первым делом самолеты» и «Пора в путь-дорогу» быстро стали популярными: их несколько раз выпускали на пластинках и до сих пор исполняют на концертах в честь Дня Победы.
В 1970 году фильм отреставрировали и записали для него новую звуковую дорожку. Ленту переозвучивали те же актеры, которые в ней снимались. Но Фаина Раневская в то время была на гастролях, и вместо нее пригласили другую актрису.