Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«Первая мировая война глазами русских писателей и поэтов» - тематическая витрина ко дню памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне

Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.

                                                   А. Блок, 1914г.

 

Мировая империалистическая война 1914–1918 (с 1-го августа 1914  до 11 ноября 1918г.) годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые мир знал до 1914 года. Никогда еще противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. В этом конфликте участвовало 38 государств. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения боевой техники, современной химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду на земле, в воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулеметы, снаряды тяжелых орудий, огнеметы – все было направлено на уничтожение человеческой жизни.

Поистине неисчислимые бедствия принесла война. Итог – 10 миллионов убитых, 22 миллиона раненых.

Исторических источников, документальных, а тем более вещественных, периода Первой мировой войны сохранилось крайне мало. Поэтому, произведения русских писателей, созданные в годы Первой мировой войны и посвященные ее событиям,  имеют особую ценность, так как вышли из-под пера писателей и поэтов – очевидцев и участников событий, по свежим следам  фиксировавших живые картины Первой мировой.

         Участниками Первой  мировой войны были такие известные русские писатели и поэты, как:

     Бианки Виталий Валентинович

В 1915 году, окончив гимназию, Виталий Бианки поступил на естественное отделение университета в Петербурге. Но ему пришлось сделать перерыв в учёбе, так как началась Первая мировая война и его призвали в армию. Во время Первой мировой войны Бианки дослужился до прапорщика в артиллерийских войсках.

Единственным «взрослым» произведением Бианки стал «Город, который покинули птицы»: репортажные заметки о блокадном Ленинграде, посещенном им в 1942 году (опубликованы только в 1994-м).

 

 

 

 

 

 

   Александр Александрович  Блок

Блок провел на фронте семь месяцев, занятый на строительстве окопов и блиндажей – сложной системы больших оборонительных позиций. До передовой было километров десять, слышны разрывы снарядов, в небе летают вражеские аэропланы, бомбят железнодорожную станцию неподалеку. На службе Александр Блок – образцовый чиновник. Поэт-эстет дотошно занимается улучшением  быта военных строителей и делает это с усердием. В эти  годы А. А. Блок пишет стихи о войне:

Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца - взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.

                                   А. Блок , 1914г.

 

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней.

                                А. Блок «Коршун», 1916г.

 Автор  выпускает сборник «Стихи о России» (май 1915 г.) , где в стихотворении «Скифы» пишет:

«…Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные обьятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем – братья»

 

  Михаил Афанасьевич  Булгаков

Михаил Булгаков был студентом четвертого курса, когда началась первая мировая война.

 Весной 1916 года Михаил Булгаков сдал выпускные экзамены, и, не дожидаясь выдачи диплома, оказался в числе первых, кто решил добровольно отправиться на фронт. Он уехал на Юго-Западный фронт добровольцем Красного Креста. И сразу же оказался в гуще военных событий: именно здесь летом 1916 года происходит знаменитое наступление под командованием генерала Брусилова.  Русская армия несла большие потери. Булгаков видел страдания сотен, тысяч искалеченных людей. Булгаков работает в госпитале в Каменец-Подольском, затем в освобожденных в июне 1916 года Черновцах.

Здесь он делает свои первые хирургические операции и позже, в сельской больнице, уже не будет таким зеленым новичком, как его герой из «Записок юного врача».

Это время каким-то образом отразилась и в «Мастере и Маргарите» и в «Белой гвардии», где он  коснулся периода Первой мировой войны.

 

     Гумилёв Николай Степанович

Участник Первой мировой войны. Он был отличным стрелком. В августе 1914 года был зачислен в 1-й эскадрон лейб-гвардии Её Величества императрицы Александры Фёдоровны и, получив боевого коня, отправился на передовую, к границе с Восточной Пруссией. Дважды награждён Георгиевским крестом. В марте 1916 года он получил первый офицерский чин прапорщика с переводом в 5-й Александрийский гусарский полк. Первая мировая война стала самым важным периодом творчества. Николай Гумилёв ведет подробнейший дневник военных дней. Корреспонденция Гумилёва с фронта печаталась весь 1915 год в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста».  Книга «Записки кавалериста» – документальная повесть о первых годах проведенных им в рядах 1-го эскадрона Лейб-Гвардии уланского полка. Перед нами – живые картины войны, представленные глазами не столько великого поэта-акмеиста, сколько кавалериста, мужественно разделившего тяготы военной жизни вместе с рядовыми солдатами:

 

 

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.

                              Л. Гумилев «Наступление», 1914 г.

 

       Есенин Сергей Александрович

В 1916 году С. Есенин призван на фронт. Благодаря хлопотам друзей, он получил назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно – санитарный поезд №143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. Откликом на Первую мировую войну стали историческая поэма «Марфа Посадница», стихотворения «Молитва матери», «Богатырский посвист», «Узоры» и др.

 

 

 

 

На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка.

Молитва старушки сына поминает,
Сын в краю далеком родину спасает.

Молится старушка, утирает слезы,
А в глазах усталых расцветают грезы.

Видит она поле, поле перед боем,
Где лежит убитым сын ее героем.

На груди широкой брызжет кровь, что пламя,
А в руках застывших вражеское знамя.

                               С. Есенин, «Молитва матери», 1914 г.

 

      Зощенко Михаил Михайлович

В сентябре 1914 года 21-летний Михаил Зощенко был зачислен в Павловское военное училище в Петрограде юнкером рядового, 1 февраля 1915 года окончил ускоренные четырёхмесячные курсы военного времени и произведён в прапорщики с зачислением по армейской пехоте. Зощенко был участником трёх войн. Во время Первой мировой войны добровольцем ушёл на фронт, командовал батальоном, занимал должность младшего офицера пулемётной команды. Стал Георгиевским кавалером. Думал ли кто, читая уморительные, до слез рассказы Михаила Зощенко, что их автор – участник кровавой Первой мировой войны. Фронт, немецкие газы, оставившие молодого парня инвалидом сердечником на всю жизнь, сильнейшим образом повлияли на все творчество Михаила Зощенко. Например,  повесть «Перед восходом солнца». Свои воспоминания об участии в Первой Мировой Зощенко собирался описать в «Записках офицера», однако, по вполне понятным причинам, «Записок» не закончил, лишь короткие «военные» фрагменты присутствуют  в повести «Перед восходом солнца», полностью опубликованной только в 1987 году.. Парадокс, но ужас войны привел его к смешным рассказам, юмору и сатире. Он стал угрюмым, молчаливым, замкнутым человеком, вырываясь душой к людям через рассказы.

 

   Катаев Валентин Петрович

В 1915 году, не окончив гимназию, В. Катаев вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию. Начал службу под Сморгонью рядовым на артиллерийской батарее, затем произведен в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. Летом 1917 года, после ранения в «Керенском» наступлении на румынском фронте, был помещён в госпиталь в Одессе. В. Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел. Был демобилизован прапорщиком. Награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». Автор очерка, который так и называется «Под Сморгонью». В его произведениях много «окопной правды», но она у него окрашена в лирические тона, отчего, зачастую, становится еще страшнее:

 

 

 

В цепи кричат "ура!". Далеко вправо - бой.

 Еловый лес пылает, как солома.

 Ночная тишь разбужена пальбой,

 Раскатистой, как дальний рокот грома.

 

 Ночной пожар зловещий отблеск льет.

 И в шуме боя, четкий и печальный,

 Стучит, как швейная машинка, пулемет

 И строчит саван погребальный.

                                   Катаев П. «Ночной бой»,1916 г.

Впечатления, связанные с тяготами войны, страданиями, кровью, болью, позднее отразились в его книгах -  от ранних и до самых поздних - «Записки о гражданской войне» в 1920 году, «Святой колодец» в 1965 году, «Трава забвенья» в 1967 году, «Кладбище в Скулянах» в 1975 году и других произведениях.

 

  Куприн Александр Иванович

В августе 1914 г. в его доме открывается лазарет для раненых солдат Первой мировой войны. С ноября 1914 г. по май 1915 г. сам писатель находится в действующей армии, где некоторое время командует резервной ротой, расположенной в Гельсингфорсе. В мае 1915 года его демобилизуют по состоянию здоровья.

 В романе «Юнкера», автор показывая традиции училища,  передает дух русской армии – бессмертный и непобедимый. В те же годы Куприн публикует рассказы «Штабс-капитан Рыбников» и «Гамбринус», очерк «События в Севастополе».

 

   

 

 

  Михаил Михайлович  Пришвин 

в 1914 году поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах.

На войне  писатель ведет дневники, которые в содержательном плане органично соединяют хроники исторических событий, наблюдения, сюжеты будущих книг: очерки Пришвина о войне, самые известные из которых – «Слепая Голгофа» и «Августовские леса» (1915). Раненые солдаты, дезертиры, офицеры, жители прифронтовой полосы, беженцы – их истории проходят перед глазами пытливого наблюдателя Пришвина. Дневниковые записи 1914-1915 годов отражают общественное настроение на протяжении различных этапов войны. Стремлением донести правду войны до сознания рядового обывателя обусловлено обращение писателя к натуралистической поэтике: «Проволочные заграждения, форт. Четыре ряда проволоки, проход – там траншеи, патроны, бетонная избушка. Тут мертвое пространство. Снаряд попал в избушку, подбросило солдата и когда опамятовался, то все была кровь, стал обирать с себя кровь, мясо, волосы и все было чужое, а сам ничего, вроде как бы нашел себя. Фугасные взрывы, бабу разорвало: потянула проволоку. Мальчик шалил с ружейной пулей и глаза сжег – всюду усеяна земля». (На фото - крайний слева)

 

    

Толстой Алексей Николаевич

Русский писатель Алексей Толстой не мог служить, так как имел травму - у него был поврежден лучевой нерв. Он стал военным корреспондентом. Написал ряд очерков и рассказов о войне (рассказы «На горе», 1915; «Под водой», «Прекрасная дама», 1916).  Знаменитая трилогия Алексея Толстого "Хождение по мукам" — захватывающее повествование о судьбах двух сестер, Кати и Даши Булавиных, на фоне масштабных исторических событий: во времена Первой мировой войны, двух революций, Гражданской войны.