Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«Небо покоряется смелым»

На наших истребителях и бомбардировщиках  летали настоящие герои. Среди них трижды Герои Советского Союза Александр Покрышкин и Иван Кожедуб; Виктор Талалихин и Николай Гастелло - первыми совершившие таран, а также многие другие советские летчики.

22 июня - День памяти и скорби в России. В этот день в 1941 г. в 4 часа утра наша земля буквально содрогнулась от разрывов снарядов и бомб. С воем рвались снаряды от тысяч орудий и миномётов немецкой армии, с неистовым рёвом на бреющем полёте проносились вражеские самолёты. Так началась Великая Отечественная война...

Особенно страшны были удары  авиации.   Немцы бомбили мирные города, железнодорожные станции, колонны беженцев, сеяли панику, несли смерть и разрушения, даже ещё не заняв территорию.

Чтобы парализовать советскую авиацию, в первые дни войны вражеские бомбардировщики нанесли основные удары по нашим аэродромам. В первый же день мы потеряли 1200 самолётов, 800 из них на земле, на 66 аэродромах. Таким образом, уже с начала военных действий фашисты получили преимущество в воздухе.

В ответ на это маршал С.К. Тимошенко в директиве № 2 приказывал нашим авиаполкам устанавливать места сосредоточения самолётов противника и группировок его войск, мощными ударами бомбардировочной и штурмовой авиации уничтожать их. И советские лётчики делали это. С первого дня войны по 10 июля фашисты потеряли на своих аэродромах более тысячи самолётов, хотя уже на второй день войны сообщали на весь мир о полной победе над русской авиацией.

Несмотря ни на какие трудности, в чрезвычайно сложных условиях советские лётчики пытались противостоять врагу. Это делалось ценой огромного напряжения сил, беспримерного героизма. Сегодня мы вам расскажем о подвигах советских летчиков.

Ожесточённые воздушные бои разгорелись над приграничными районами. Наши истребители сражались до последнего патрона, а когда пат­роны заканчивались, шли на воздушный таран. Первый воздушный таран в период Великой Отечественной войны совершил командир 46-го истребительного полка старший лейтенант И.И. Иванов. Остановившиеся от удара о землю наручные часы его показывали 4 часа 25 минут!.. В первый же день войны ещё около 20 лётчиков таранили вражеские самолёты.

А о каком воздушном таране знаете вы?

Да, самый известный из них — это таран в небе над Москвой, который совершил Виктор Талалихин. Расскажем немного о нём...

8 июля 1941 г. Гитлер отдаёт приказ: «Москву и Ленинград сровнять с землёй, чтобы полностью избавиться от населения этих двух городов. Что касается Москвы — это название я уничтожу, а там, где находится Москва, я создам большую свалку».

С 22 июля по 15 августа 1941 г. немцы совершили 18 ночных вылетов на Москву. Так, 22 июля к столице пробивалось 250 самолётов противника. Из них на подступах к Москве немцы потеряли 22 машины. Лишь нескольким удалось пробиться сквозь заслон зенитчиков, но они не причинили столице серьёзного ущерба. Прорвавшиеся самолёты встречали наши истребители, которые проявляли в небе чудеса героизма. Среди этих истребителей был и самолёт Виктора Васильевича Талалихина, который в ночь на 7 августа 1941 г. совершил первый ночной таран фашистского самолёта.

И-16, на котором летел наш лётчик, набрал высоту 4500 м. Талалихин напряжённо всматривается в темноту. А вот и цель: двухмоторный бомбардировщик «Хейнкель-111» в ночи крадётся к Москве. Лётчик пристроился ему в хвост, нажал на гашетку пулемёта. Правый мотор «хейнкеля» загорелся. Но враг был только ранен. Он попытался уйти. Тогда Виктор развернулся и снова атаковал противника. Немецкий самолёт заметался, резко пошёл на снижение, но наш истребитель не отрывался от него. Талалихин дал по «хейнкелю» несколько прицельных очередей, расстреливая его в упор. И тут немец тоже открыл огонь. Но пулемёт Талалихина молчит... Кончились патроны. И тогда Виктор решил: надо идти на таран. Он один, а гитлеровцев четверо. Дёшево свою жизнь он не отдаст. Лётчик рубанул винтом по хвосту вражеского самолёта. Мгновение — и враг рухнул вниз. Виктор отстегнул ремни и перевалился через борт самолёта.

За этот подвиг Виктору Васильевичу Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. А 27 октября 1941 г., защищая небо столицы, он погиб.

Совершали тараны советские лётчики и по наземным целям. Первый такой таран произвёл в первые часы войны старший лейтенант Пётр Степанович Чиркин.Он направил свою подбитую машину на скопление вражеских танков. А 26 июня 1941 г. подвиг совершил экипаж бомбардировщика под командованием капитана Николая Францевича Гастелло. Совинформбюро сообщило следующее: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт в скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя».

10 мая 1943 г. такой же подвиг совершил экипаж самолёта У-2 под командованием сержанта Александры Поляковой. Она со своим бомбардиром Е. Сагайдаковым должна была ночью нанести бомбовый удар по эшелонам немцев на железнодорожной станции. Они сбросили бомбы на цель, но их самолёт тоже был подбит зенитками — остановился мотор, и машина загорелась. Быстрым скольжением пламя сбить не удалось, можно было выброситься с парашютом, но вокруг были немцы. Тогда командир экипажа Полякова направила горящий самолёт прямо на эшелоны врага. Армейская газета призывала: «Лётчик! Ты идёшь на боевое задание. В этот час вспомни свою боевую подругу, простую русскую девушку, любившую жизнь и Родину так же сильно, как и ты. Мсти за неё, товарищ!»

Всего за годы Великой Отечественной войны свыше 300 воинов совершили таранные удары по наземным целям гитлеровцев. Недаром их прозвали «огненными пилотами». Все они шли на верную гибель, взрываясь вместе с техникой и войсками противника.

Летали на наших истребителях настоящие герои. Среди них трижды Герои Советского Союза Александр Покрышкин и Иван Кожедуб. Первым трижды Героем стал Александр Иванович Покрышкин, который был на фронте с начала войны. Он командовал эскадрильей, авиаполком, авиадивизией, участвовал в воздушных сражениях на Кубани, Днепре, Одере, в Берлине. Именно он создал всепобеждающую формулу «Высота — скорость — манёвр — огонь!».

«Внимание! В воздухе — Покрышкин!» — предупреждали немецких асов. Всего за годы войны Александр Иванович совершил свыше 600 боевых вылетов, сбил лично 59 самолётов и 6 самолётов в составе группы.

Не менее значимы достижения в небе Великой Отечественной войны Ивана Никитовича Кожедуба — сильнейшего советского аса. На его счету 62 воздушные победы. Никто из немецких лётчиков не выдерживал его лобовой атаки.

Одним из самых молодых советских асов в годы Великой Отечественной стал Виталий Иванович Попков. В конце войны ему исполнилось только 23 года. Он, дважды Герой Советского Союза, совершивший 475 боевых вылетов и сбивший 42 самолёта противника, командовал знаменитой «поющей эскадрильей». Эту эскадрилью и его самого изобразил в кинофильме «В бой идут одни «старики» режиссёр Л. Быков.

Наши лётчики так были преданы небу, своей профессии, что летали порой в таких условиях, в которых, казалось бы, летать невозможно. Вот, например, история аса Ивана Антоновича Леонова. Он единственный в мире лётчик, имя которого вписано в Книгу рекордов Гиннесса как лётчика, который управлял самолётом одной рукой. Иван Антонович, живущий сейчас в Туле, никогда не забудет тот бой, после которого он стал калекой. Перед сражением на Курской дуге он летал над линией войск на самолёте ЛаГГ-5 для фотосъёмки места сражения. На самолёте был установлен уникальный американский фотоаппарат: на снимках, сделанных им с высоты 3000 м, можно было увидеть даже спичечный коробок. Во время полётасъёмки Иван с другом увидели ниже два немецких «фоккера» и решили их атаковать. Леонов сбил один немецкий самолёт, а он, хотя и загорелся, продолжал стрелять. Тогда Леонов закрыл своего товарища грудью. Тут подоспели ещё два «фоккера». Завязался бой. Леонов подбил ещё одного немца. Чтобы оторваться от немецких машин, взявших наш самолет в клещи, Иван сделал «бочку», выровнял самолёт, и тут у него занемела рука. Он увидел, что весь в крови. Самолёт загорелся, но и в таких условиях Леонову удалось покинуть машину. Приземлился он на болото. Оно его и спасло, и погубило. Вода смягчила удар, но из-за грязной воды началась гангрена. Ивану Леонову отрезали руку сначала по локоть, потом по плечо, а затем отняли лопатку. Однако прямо из госпиталя он направился к командующему 1-й воздушной армией легендарному Михаилу Громову: «Пустите летать!» И его пустили. С помощью самолично изобретённого дюралевого протеза на левое плечо, ко­торый — достаточно небольшого движения — перемещал рычаг управления газом на необходимую величину, Леонов летал до конца войны. Он доставлял печать на передовую, перевозил раненых, совершал рейсы к партизанам.

Иван Антонович Леонов награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, представили его и к званию Героя Советского Союза, но эта награда во время войны так и не нашла своего адресата. Иван Леонов стал Героем России только в 1995 г.

А вы знаете,  как  звали лётчика, который управлял самолётом, будучи без ног?    Да, это легендарный лётчик Алексей Маресьев. Это о нём Борис Полевой написал свою знаменитую книгу «Повесть о настоящем человеке». Алексей Петрович Маресьев во время войны был вначале командиром звена истребительного авиационного полка, затем помощником командира полка. В начале войны сбил 4 самолёта противника. В марте 1942 г. самолёт Маресьева был подбит в бою, сам он, тяжело раненный, совершил посадку на вражеской территории. 18 суток с перебитыми ногами он ползком пробирался к линии фронта, был подобран партизанами и переправлен на большую землю. В госпитале ему ампутировали голени обеих ног. Но Алексей не сдался. Он освоил протезы, научился на них не только ходить, но и танцевать, а потом кататься на коньках и на лыжах. Ему удалось вернуться в истребительную авиацию и успешно бить врага. Он совершил 86 боевых вы­летов, сбил 11 вражеских самолётов и получил звание Героя Советского Союза.

И ещё одна история, которая кажется неправдоподобной. Она о лётчике Михаиле Девятаеве, который совершил уникальный побег из фашистско­го лагеря смерти на лучшем самолёте люфтваффе.

Девятаев служил в истребительной дивизии Александра Покрышкина. На счету Девятаева 5 сбитых самолётов, ранение, госпиталь, заслуженные ордена. Но вот в одном из боёв на Украине самолёт Михаила был подбит, а сам он выпрыгнул с парашютом и с тяжелейшими травмами, потеряв сознание, попал в плен в концентрационный лагерь. Отсюда выход был только один — смерть. Девятаев с группой заключённых решили бежать. Начали делать подкоп. Подземный ход был почти готов, но его обнаружили. Всех организаторов побега приговорили к смертной казни. Но Михаил Девятаев не погиб. В 1944 г. его увезли в другой концлагерь Заксенхаузен. Здесь ему повезло. Ла­герный парикмахер заменил его бирку смертника на бирку умершего учителя Степана Никитенко. Вскоре его перевели в лагерь в Пенемюнде. Это было самое секретное место в Германии. Тут испытывались и запускались ракетные снаряды ФАУ-1 и ФАУ-2. Заключённых гоняли ремонтировать взлётные полосы, строить новые сооружения. И здесь Михаила не покидает мысль о побеге, ведь он лётчик, а тут аэродром и самолёты стоят полностью заправленные топливом.

Закапывая воронки и разбирая завалы на аэродроме, Девятаев с товарищами снимает таблички с приборов самолётов, приносит их в барак и тщательно изучает. Так накапливались знания об управлении немецкими самолётами.

Смельчаки изучали каждую мелочь: аэродром, самолёты, ангары, взлётные полосы. И вот у них созрел план: они убрали часового, переодели в немецкую форму одного заключённого, который должен был «конвоировать» своих товарищей, а на самом деле — довести их до самолётов.

План удался. Они сумели открыть самолёт. Девятаев начал прогревать мотор. Чтобы его не увидели за штурвалом в полосатой одежде, снял с себя всё. Похитить из-под носа у фашистов машину, вернуть на Родину 9 своих товарищей — такое мог сделать только отличный лётчик!

Чтобы поймать Девятаева, в небо поднялся воздушный ас Гюнтер Хобом с другими истребителями. Им был дан приказ догнать и уничтожить угнанный самолёт. Но Девятаев умело прячет машину в облаках и всё-таки возвращается к своим.

Беглецов встретили с подозрением. Никто не мог поверить в возможность захвата самолёта. Девятаева поставили на конвейер бесконечных допросов, а его друзей отправили в штрафные батальоны. Подвиг Михаила Девятаева не признавался целых 13 лет. Только в 1957 г. нашла бывшего лётчика золотая звезда Героя Советского Союза.

Вот такие люди служили в нашей авиации в годы Великой Отечественной войны. Советские лётчики совершили 3 млн 125 тыс. боевых вылетов, нанесли противнику колоссальный урон в живой силе и технике. В воздушных боях и на аэродро­мах за годы войны уничтожено 57 тыс. немецких самолётов. Свыше 2000 тыс. лётчиков были награждены орденами и медалями, 2420 из них присвоено звание Героя Советского Союза, 65 лётчиков удостоены этого звания дважды.