Государственное бюджетное учреждение культуры "Областная библиотека для слепых"
Министерство культуры Оренбургской области
Святки (святые, праздничные дни, зимние святки) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, в христианской традиции одиннадцать календарных дней от Рождества Христова до Крещенского Сочельника.
В народной традиции эти дни были особенно насыщены магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, а также обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяло их из всего календарного года. Мифологическое значение Святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. С пограничным периодом между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в своё будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
С этими языческими проявлениями церковь ведёт борьбу ещё со времён Римской империи. Против этого направлены 61 и 62 правила Шестого Вселенского собора. А действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».
Это вовсе не означает запрет на веселье. Ближе к XV веку начали различать маскарад греховный, шумный и благочестивые христославные колядки. В текстах колядок возникли образы младенца Иисуса Христа, Богородицы и святых. В них появились такие слова как, например, «Христово рождение — людям на збавленье» или «Сын Божий в мир родился». А само колядование стало означать не столько начало нового годичного цикла, сколько рождение Христа.
Колядки продолжались 7 и 8 января. А затем начинали петь щедровки. В них необязательно упоминалось Рождество, но в припеве непременно были слова «щедрый вечер» и пожелания добра и достатка хозяевам. Их пели в канун старого Нового года — 13 января, и в его первый день — 14 января, а также накануне Крещения, 18 января.
Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!
У восточных славян считалось, что первый день Святок надо провести дома или у родных. Во второй, называемый молодионы (день младенцев), женщины, имеющие детей до года, носили их в церковь причащать. С третьего дня начинались посещения родственников и друзей с обильным угощением.
Святочные дни заканчиваются 18 января в Крещенский сочельник. Накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.
Праздник Крещения — один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Спасителя крестил пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.Второе название праздника - Богоявление - дано в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя, и глас с неба назвал его Сыном.
Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Крещенскую воду благоговейно хранят в течение года и пьют во здравие, а также кропят ею все углы в доме – для «отгнания нечистой силы».
Иногда освящение воды проводится прямо на водоёмах в специально пробитых прорубях, которые называют «иордань», в воспоминание крещения Христа в Иордане. Существует также традиция купания в освященных прорубях.
О традициях святочных дней, праздновании Святок мы можем узнать из произведений русской литературы.
В русской литературе существует особый эпический жанр, предполагающий определённую рождественскую тематику – жанр святочного или рождественского рассказа.
Характерные черты святочного рассказа:
Рождественский рассказ как проповедь человечности, любви и добра в литературе стал призывом к изменению жестокого мира через собственное преображение.
Говоря о жанре святочных рассказов, мы вспоминаем «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя; целый цикл замечательных святочных рассказов Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье», «Зверь», «Приведение в инженерном замке», «Отборное зерно», «Обман», «Штопальщик» («Московский козырь»), «Старый гений», «Путешествие с нигилистом», «Маленькая ошибка», «Пугало»; «Рождество» В.В. Набокова; «Перед потухшим комельком» П.Засодимского (это произведение высоко оценил Лев Толстой); М. Дмитриев «Маскарад», Д. Григорович «Прохожий».
Много написано замечательных святочных рассказов для семейного чтения. Вот некоторые из них: А. Куприн. «Чудесный доктор», Н. Лесков. «Неразменный рубль», «Христос в гостях у мужика», В. Никифоров-Волгин. «Серебряная метель», Н. Тэффи. «Сосед», В. Фаусек «Горемычный Митя», И. Шмелёв «Рождество» и др.