Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

Музыкальная гостиная «Музыкант и земляк: Мстислав Ростропович», посвященная 95-летию со дня рождения великого советского и российского музыканта и композитора

27 марта 1927 года в Баку у супругов Ростроповичей родился сын Мстислав.

Его отец был преподавателем Бакинской консерватории, поэтому Леопольд Витольдович, рано заметивший музыкальные способности сына, и стал его первым учителем. Вскоре перед Ростроповичем встал вопрос серьезного обучения детей. Вероника играла на скрипке, а Слава, чей музыкальный талант открылся очень рано, уже в четыре года подбирал на рояле по слуху довольно сложные произведения и к тому же обнаружил тягу к композиции. Стремление дать детям лучшее образование и побудило отца переехать в Москву.

Музыкальное дарование мальчика становилось все более очевидным. В первых выступлениях Слава исполнял на рояле свои маленькие пьески. К виолончели его потянуло в возрасте восьми-девяти лет. Подумывали о том, чтобы нанять для него учителя, но мальчик воспротивился этому. Он любил отца всем сердцем, восхищался им, подражал его повадкам, речи, мог часами слушать его игру. Отец отождествлялся для него с самой музыкой. Ни у кого другого он учиться не хотел.

Поэтому Слава обучался там, где преподавал отец, и в другие учебные заведения не шел. Сначала — с 1934 по 1937 год — он числился учеником музыкальной школы имени Гнесиных, а с 1937 по 1941 год — музыкальной школы Свердловского района Москвы. Незадолго до войны отец настоял, чтобы Слава, увлекавшийся сочинением музыки, приступил к систематическому композиторскому образованию. Для этого выбрали музыкальное училище при Московской консерватории, класс опытного педагога Е. Месснера, который смог быстро привить юному ученику уникальные навыки композиторского профессионализма.

Оренбург – город, который занимает совершенно особое место. Оренбург – родина его матери, деда и прадеда. Здесь его мать, Софья Николаевна Федотова, встретила Леопольда Витольдовича Ростроповича и стала его женой. Мстислав Ростропович хоть и родился в Баку, но своей малой родиной считал именно провинциальный Оренбург.

Во время войны Ростроповичи переехали в Оренбург, поселились на улице Зиминской, 25, в доме крестной матери Славы - Елены Адольфовны Лонткевич, уважаемого в городе педагога. Родителям предложили работу в музыкальном училище, детей определили в железнодорожную школу и музыкальное училище.

В музыкальном училище ему выдали виолончель под инвентарным номером 7, написанным небрежно синей краской…  Говорят, что цифра 7 – счастливая. Слава поначалу этого не почувствовал. Инструмент был тяжелым, непокорным. Но Слава – еще упрямее.

Юному музыканту рано пришлось повзрослеть. 31 июля 1942 года Леопольд Витольдович Ростропович в полном сознании, чувствуя, что умирает, сказал склонившимся над ним жене и детям о своей предсмертной воле: виолончель и рояль, как ни будет трудно, не продавать, а Славе учиться у Семена Козолупова.

Именно здесь пятнадцатилетний Слава Ростропович, потрясенный смертью отца, которого боготворил, дал себе клятву стать настоящим музыкантом. Тяжело переживавший  эту утрату, Слава взял на себя полностью заботу о семье. Не только учился, но и подрабатывал на концертах, по вечерам мастерил рамки для фотографий и коптилки – товар, пользовавшийся спросом в Оренбурге.

Для Ростроповича настоящей профессиональной школой стал эвакуированный в Оренбург Ленинградский Государственный Академический Малый театр оперы и балета. Вместе с концертными бригадами Слава объездил практически всю область.

Весной 1943 года осиротевшая семья вернулась в Москву. По окончании войны Ростропович смог поступить в Московскую консерваторию, которую блестяще закончил в 1946 году. Его имя было занесено на мраморную Доску: «Необычайные качества музыкального и исполнительского дарования Ростроповича обращают на себя внимание его учителей, — пишет Л. Н. Раабен. — Их поражает исключительная легкость, с которой он преодолевает любые технические трудности. Пятую сюиту Баха для виолончели соло, по словам С. Козолупова, он выучил в полтора месяца, виолончельный концерт Мясковского — за 3 недели. Способность в кратчайший срок, буквально за несколько дней, овладеть произведением предельной трудности остается и дальше отличительной стороной дарования Ростроповича, что и позволяет ему осуществлять грандиозные циклы, вроде цикла истории виолончельного концерта, а также быть первым исполнителем колоссального количества новых концертов и сонат, написанных советскими и зарубежными композиторами.

Родители Софья Николаевна и Леопольд Витольдович 

Вторая черта исполнительского облика Ростроповича, также ярко выявившаяся уже в студенческие годы, — универсализм музыкальных интересов, соединенных с поразительным чутьем каждого стиля, от Баха до современных композиторов включительно».

Во второй половине 1940-х годов Ростропович дал свои первые большие концерты, помимо Москвы, в Ленинграде, Киеве, Риге, Свердловске, Таллинне, Вильнюсе, Каунасе, Минске и других городах страны.

Маэстро вернулся в Оренбург в 1946 году, чтобы привести могилу отца в порядок, поставить оградку.

На конкурсе 1947 года в Праге Ростропович занял первое место, и газета «Млада фронта» назвала его «сенсацией соревнования».

Вместе с ленинградским виолончелистом Д. Шафраном он участвовал в 1949 году в конкурсе на фестивале молодежи и студентов в Будапеште. Вновь первая премия, разделенная с Д. Шафраном, который с тех пор надолго стал достойным соперником Ростроповича. Заседавший в жюри Д. Ойстрах писал, что «их легкой и грациозной технике могут позавидовать многие скрипачи». Последовали гастроли в Венгрии, Чехословакии, Польше.

А в 1950 году Слава вновь оказался в Праге, уже на специальном Международном конкурсе имени великого чешского виолончелиста Гануша Вигана, в котором участвовали виолончелисты из двенадцати стран. И вновь Ростропович разделил победу с Д. Шафраном. После конкурса имени Вигана Ростропович побывал в Болгарии, ГДР, Румынии, Польше, Австрии.

Его имя стало известным, его наперебой приглашали выступать. В двадцать три года добившись известности на концертной эстраде, он больше не участвовал в конкурсах. В этом не было необходимости.      

Следующая встреча  Оренбурга с музыкантом состоялась 6 октября 1993 года. Ранним утром ,7 октября, музыкант посетил могилу отца. В Никольском соборе поставил свечи за упокой души своих родителей, за здравие детей и внуков. Мстислав Ростропович на ходу вспоминал названия  оренбургских  улиц, легко отыскал дорогу в дом своего детства. Посетил  свою бывшую железнодорожную школу – нынешней татарский театр. В зале бывшего кинотеатра «Молот»  (далее кинотеатр «Юность») Ростропович вспоминал, как здесь играл перед сеансами его отец. Не побывать в родном музыкальном училище Ростропович просто не мог. Он вспоминал, как выступал на этой сцене, рассказывал про ту самую виолончель под номером «7».

Как жалел Мстислав Леопольдович, что в своем графике концертов и встреч, расписанных буквально по часам, сумел найти всего 2 дня для Оренбурга.

 В Оренбурге,  на ул. Зиминской,25 в настоящее время находится Дом-музей семьи Ростроповичей. 

Справка:

1974 по 2007 год Мстислав Ростропович играл на виолончели Дюпора. Также в его распоряжении были:  виолончель, изготовленная в 1783 году в Турине Джованни Гваданини, учеником Антонио Страдивари (куплена Ростроповичем в 2000 году); виолончель, созданная в 1741 году лютьером Санто Серафино. После смерти музыканта,  инструменты перешли в собственность Галины Вишневской и их дочерей. 

 

Использованные материалы:

Судоргина Т. «Ростропович: «Мечтаю вернуться в Оренбург»». – Оренбургское книжное издательство, 1995.

Материалы из открытых источников: Википедия


 

В фонде ГБУК «Областная библиотека для слепых» есть книга Т. Судоргиной  «Ростропович: «Мечтаю вернуться в Оренбург»» в различных форматах: плоскопечатное издание, выпущенное Оренбургским книжным издательством, а также книга на диске формата МР3 и  укрупненного шрифта, изданные библиотекой.