Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«Лермонтов: знакомый и незнакомый»

Областная библиотека для слепых предлагает литературный портрет «Лермонтов: знакомый и незнакомый», в котором расскажет о последних днях жизни поэта.

С первой и до последней минуты жизнь М.Ю. Лермонтова являла собой цепь удивительных загадок. И это не преувеличение. Близкий друг семьи Лермонтовых, Петр Кириллович Шугаев, знавший подробности жизни Лермонтовых и всю жизнь собиравший материалы о Михаиле Юрьевиче, отметил, что «акушерка принимавшая роды, по каким-то только ей ведомым приметам тут же заявила, что этот мальчик не умрет своей смертью». Пророчество прозвучало около полуночи со 2 на 3 октября 1814 года в Москве у Красных ворот в доме генерал-майора Ф.Н. Толя. Загадка последней минуты жизни поэта заключалась в том, что перед роковым выстрелом, Лермонтов был удивительно спокоен, умиротворен, даже счастлив, поскольку смерть ожидал с улыбкой на лице. Словно ждал избавления от …жизни. Именно об этом вспоминает секундант Лермонтова князь А.И. Васильчиков, которого поразило «веселое выражение лица Лермонтова». В какой-то мере ответ на загадку дает и сам Лермонтов. Правда, устами героя Печорина: «Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги».

Сила неминучая.

И еще загадка судьбы поэта, загадка фатального приближения к смерти. Современники дружно свидетельствуют о том, что М.Ю. Лермонтов остро предчувствовал неизбежность ранней гибели. Много говорил о ней, перед отъездом на Кавказ. Какая-то дьявольская сила влекла поэта в Пятигорск, в то время, когда ему было предписано двигаться к месту службы, в полк, на боевые позиции. Лермонтов умолял Столыпина, свернуть с маршрута и несколько дней провести в Пятигорске. Зачем? И когда сопровождающий поэта Столыпин отказал в непонятной просьбе, Лермонтов буквально умолил бросить жребий, который взял… сторону Лермонтова. Поэт возрадовался как ребенок: «Едем, едем! Велите запрягать лошадей!» Это был еще один желанный для Лермонтова шаг к окончанию жизни. Рассказывают, что приехав в Пятигорск и увидев приятеля Николая Мартынова, в воображении Лермонтова «без пяти минут убийцу», поэт воскликнул: «Ведь и Мартышка, Мартышка здесь!». Все складывалось так, как желалось Лермонтову. Свою казнь поэт назначил на 7 часов вечера 15 июля 1841 года у подножия горы Машук…

Провокация на убийство.

Назовем вещи своими именами: Михаил Юрьевич Лермонтов не хотел жить и спровоцировал своего приятеля Николая Мартынова на убийство. К такому выводу в недописанных воспоминаниях после многолетних мучительных раздумий приходит и сам Николай Мартынов. Воспоминания участников «дуэли» ясно дают понять, что стрелять в Н. Мартынова у М. Лермонтова не было даже в мыслях. Он и сам об этом заявил перед командой «Сходись». По сути, подставил себя под расстрел Мартынову. В роковые минуты дуэли, крайне обозленный на М.Ю. Лермонтова, Н. Мартынов не мог осознавать зловещего плана поэта. Иначе, выстрел прозвучал бы в воздух… Спустя 30 лет, на исходе жизни, Н. Мартынов указал на рок, который выбрал его в убийцы великого поэта, а себя посчитал жертвой адского замысла.

Лермонтов по имени… «Печорин»?

Любопытен и другой факт: Лермонтов считал необходимым исповедоваться устами героев своих произведений. Словно хотел «раскрыть глаза» читателю на самое себя. Быть узнанным и понятым до конца. В.Г. Белинский отмечал, что «Печорин - сам Лермонтов». И тут самое время остановиться на загадке внешности Лермонтова. Дело в том, что, принадлежа к зодиакальному типу «Весы», управляемый Венерой, Михаил Лермонтов должен был бы иметь достаточно привлекательную внешность. Но внешность Лермонтова многих отталкивала. Что тому причиной? Родовая карма? Прегрешения предков, за которые пришлось нести наказание поэту? Поверим свидетельству И.С. Тургенева: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз».

Многие из самых известных сегодня стихотворений Лермонтова — «Парус», «Сосна», «Утес», «Пророк», «Сон», «Выхожу один я на дорогу», — впервые были опубликованы уже после его смерти. Стихотворный корпус, если не считать двадцати шести поэм, насчитывает четыреста пятьдесят текстов, включая те, которые были написаны в соавторстве, и те, насчет авторства которых есть сомнения. При жизни из этих четырехсот пятидесяти текстов было напечатано около сорока.

При этом в первые три года после смерти Лермонтова (с 1841 по 1844 годы) в печати появилось пятьдесят семь новых текстов. Если представить себе график посмертных публикаций, покажется, что Лермонтов не умирал, а продолжал печатать свои тексты с не меньшей интенсивностью, чем это было в последние годы жизни. Более того, в эти годы в печати появляются практически одни шедевры.

Откуда эти тексты возникли? Сохранились воспоминания, что перед отъездом на Кавказ в апреле 1841 года Лермонтов перебирал свои бумаги и оставил в Петербурге большое количество ранних тетрадей, а несколько новых пьес подарил Андрею Краевскому (редактору и издателю журнала «Отечественные записки», на страницах которого стихи Лермонтова в течение 1839–1841 годов появлялись фактически ежемесячно). Краевский заботился о том, чтобы никакие ранние плохие стихи поэта в печати не появлялись, и вместе с тем занимался розыском рукописей. Помогал Краевскому Белинский, он же писал о Лермонтове в критическом разделе. Таким образом, имя поэта не сходило со страниц «Отечественных записок».

Важной ступенью в канонизации автора является издание его сочинений, чем и занялся Краевский, взяв в помощники ловкого издателя Киреева. Уже к апрелю 1844 года они сумели заработать почти две с половиной тысячи рублей. Но они рассчитывали, что наследников у Лермонтова нет: известно, что он в раннем возрасте остался сиротой, а бабушка едва ли стала бы интересоваться доходами с издания. Но у Лермонтова были тетушки — прочитав в газетах о том, что в Петербурге издается собрание сочинений племянника, они начали судебное дело (по закону, если у человека не было нисходящих родственников, то наследовали по восходящей линии).

Разумеется, у Киреева никаких бумаг и расписок на посмертное издание не было. И поверенный тетушек бойко провернул мировую сделку с ним, потому что, если бы дело дошло до суда, Краевский и Киреев были бы вынуждены заплатить очень большую сумму. Тетушки и так весьма обогатились за счет безвременно погибшего племянника, получив пятнадцать тысяч рублей ассигнациями. Эти вынужденно заплаченные деньги подорвали всю финансовую часть книгоиздательского проекта Киреева и Краевского. Может быть, поэтому после этого разбирательства в «Отечественных записках» тексты Лермонтова появляться прекратили.