Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

Краеведческая шкатулка «Узор неспешный, узор волшебный» в рамках областной акции «Дни Оренбургского пухового платка»

В рамках ежегодной областной акции «Дни Оренбургского пухового платка»  ГБУК «Областная библиотека для слепых»  предлагает познакомиться с краеведческой шкатулкой «Узор неспешный, узор волшебный».

Уникальность Оренбургского платка:

Всем известно, что пух козы, из которого изготавливается  Оренбургский пуховый платок, обладает лечебными свойствами. Это обусловлено его химическими и механическими особенностями:
• Гигроскопичность. Пух может поглощать до 35% влаги по отношению к собственной массе. В состав пуховых волокон входит 20 аминокислот, главные это те которые содержат серу — цестин, цистеин, метионин.
• Пух обладает очень низкой теплопроводностью, все тепло, которое вырабатывается нашим организмом, не рассеивается в окружающую среду. Пух обладает высокой растяжимостью, упругостью, пластичностью, мягкостью. Недаром говорят, что когда рука прикасается к козьему пуху, то она словно попадает в сливочное масло.

При вязании оренбургского пухового платка используется только натуральная пуховая нить и шелковая или хлопчатобумажная, для придания пуховому изделию прочности. Изначально оренбургские пуховые платки не пушистые, пуховые платки становятся мягкими и нежными в процессе носки.

         Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз. Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку “имитация под Оренбург”.

 

География пуховязального промысла:

         Пуховязальных производств в области – двадцать три. Им подчинены отделения – по пять–десять отделений в производстве. Через них комбинат охватывает примерно полтораста поселков старинных и недавно появившихся – рабочих больших сел и малых деревень.

Если посмотреть на карту области, на которой квадратиками помечены центры пуховязальных производств, то сразу заметишь, как густо эти квадратики разместились на некотором расстоянии восточнее Оренбурга. Это – Саракташский район. В нем сосредоточены четыре крупных пуховязальных производства, тогда как в других районах – лишь по одному, а то и ни одного. Как все дороги ведут в Рим, так все пути в поисках давних пуховых «гнездовий» приведут сюда. Черный Отрог, Саракташ, Желтое, Никитино – все эти старые села и есть центры нынешних пуховых «гнездовий». Они же – центры пуховязальных производств комбината. К югу от Саракташа располагаются другие старинные пуховязальные села – Воздвиженка, Черкассы, Петровское, Красногор, Студеницы, Новокульчумово, Первая Федоровка, Аблязово и так далее.
Мастерицы Саракташского района, можно сказать, – главная опора комбината. От них комбинат получает шестьдесят процентов общего числа первоклассных платков ручной выделки, присылаемых со всей области, и более трети всей продукции. Только в одном из четырех производств района – Саракташском – работает более тысячи человек, то есть восьмая часть комбинатских вязальщиц. Другое производство – желтинское – знаменито тем, что специализируется исключительно на вязке ажурных «паутинок». Сюда входят села: Желтое, Дубиновка, Чулпан, Гипс Рудник, Донская, Юлгутла, Мухамедьярово, Новогафарово.
На запад от Саракташского района (то есть в сторону Оренбурга) располагаются также очень мощные пуховязальные производства – Верхнечебеньковское, Каменноозерное, Пречистенское, Оренбургское с центром в самом Оренбурге. Южнее находится Беляевское.
          Пуховязальные места густо располагаются именно здесь потому, что исстари выращивается в этих местах оренбургская коза, чей пух является ценнейшим. Неподалеку от Саракташского района, в Губерлинских горах, находится одно из самых мощных козоводческих хозяйств области – совхоз «Губерлинский». Местный козий пух издавна считался ценным по всей обширной Оренбургской области и в прилегающих к ней местностях.
На восток от Саракташского района располагаются Кувандыкское, Медногорское и Орское производства.
Западнее Оренбурга находятся Переволоцкое, Сорочинское и Бузулукское пуховязальные места.
Севернее Оренбурга – татарокаргалинское (охватывает Сакмарский и Октябрьский районы).
          В последнее время промысел продвинулся далеко на восток, в целинные районы, где образовалось Ясненское производство, и на крайний юго-запад области, где возникло Илекское. Появившийся в недавние годы поселок Энергетик стал внушительным поставщиком ажурных платков.

                Тянется пряжа от петельки к петельке: «снежинки», «ягодки», «лучики», «кошачьи лапки»… И рождается неповторимый своеобразный платок, который хранит в себе не только ласковое тепло пуха, но и любовь к родному краю, чувство красоты, очарование души мастерицы… Оренбургский пуховый платок – это изящество, элегантность, изысканность, красота. 

 

«Гимн пуховому платку» в литературе классиков и современников:

 1766 году известный краевед и географ Петр Рычков организовал экспедицию по Оренбургскому краю, результатом которой стало исследование "Опыт о козьей шерсти". В нем он с восторгом описывал уникальные свойства пуха местных коз, достоинства изделий из него и даже предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. Этот труд был представлен на заседании Вольного Экономического общества 20 января 1770 года, в результате автор был награждён золотой медалью "В знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха", так же «Вольное Экономическое общество» наградило жену П. И. Рычкова Елену Денисовну золотой медалью за отличное исполнение пуховых изделий, а в оренбургских платках стали щеголять модницы Москвы и Санкт-Петербурга.

В прошлом веке трудное дело было пуховязание. Об этом рассказывает С.Т Аксаков в «Детских годах Багрова внука». «Обыкновенно она сидела на своей кровати и пряла на самодельной прялке козий пух. Вокруг нее, поджав ноги, сидели множество дворовых девочек и выбирали волосья из клочков козьего пуха. Выбрав свой клочок  девочка подавала его старой барыне, которая, посмотрев на свет и, не видя в пуху волос, клала в лукошечко, стоявшее возле нее. Если же выбрано было не чисто, то возвращала назад и бранила нерадивую девочку. Однажды крестьянская девочка подала ей свой клочок пуха, уже раз возвращенный назад, бабушка посмотрела на свет и, увидя, что есть волосья, схватила одной рукой девочку за волосы, а другою вытащила из-под подушки ременную плетку и начала хлестать девочку… я убежал. И я потерял охоту сидеть с бабушкой, смотреть, как прядет она на самопрялке и как выбирают девочки козий пух».

Алексей  Толстой в своём известном романе «Хождение по мукам» пишет: «Особенно милым, простым лицо было от пухового платка, – под ним темнели полоски бровей».

А вот как описывает А.С.Пушкин в рассказе  «Станционный смотритель» посетителя: «студеным зимним вечером встречал он своего нежданного гостя, одетого в шинель и укутанного для тепла в пуховую шаль-платок».

Героиня пушкинской «Метели» Маша, отправляется в зимнюю непогоду, буран, на своё скрытное венчание предварительно закутавшись в тёплую пуховую шаль-платок. 

Валентин Распутин восхваляет чудодейственные особенности платка  из пуха в произведении «Дочь Ивана, Мать Ивана», где Олимпиада Иннокентьевна только тем и спасала свои больные ноги, что круглый год закутывала их в пуховую тёплую серую шаль.

Анатолий Санжаровский написал повесть «Оренбургский платок», главной героиней которой является знаменитая вязальщица Анна Фёдоровна Блинова из деревни Жёлтое, связавшая за свою жизнь немало чудесных пуховых платков, ажурных платков-паутинок. Село Жёлтое тем и славится: своими знаменитыми и неповторимыми пуховыми паутинками с чудесными ажурными узорами, подобных которым, нет больше нигде. В этом селе детей буквально с малолетства обучают вязанию платков, и ремесло пуховязания передаётся из поколения в поколение. Видимо секреты многих ажурных узоров хранятся в тайне как святыня, раз никто не способен повторить необыкновенно художественные и сказочно красивые жёлтинские узоры паутинок.

В 2005 году ГБУК «Областная библиотека для слепых выпустила уникальную в своем роде  книгу – тактильное рукодельное издание для слепых и слабовидящих читателей, в т. числе детей. Рукотворное издание создано по страницам рассказа  писателя земляка - Ивана Уханова «Сказ о нетающем узоре», которое рассказывает о пуховязальном промысле Оренбургского края.

 На ее страницах можно  найти настоящий козий пух и образцы пуховязания.

 

 

«Гимн пуховому платку» в картинах оренбургских художников:

Картина А.И. Овчинникова: «Оренбургские пуховницы»  написана в 1956 году. На картине мы видим пуховниц за работой, а работа эта нелегка. Пух вычесать и вымыть, напрясть тонкую и прочную нить, связать платок и растянуть на раме. Художник удачно передаёт нам атмосферу, рабочий настрой и мастерство пуховниц.

Картину «Оренбургский платок» художник Н. П. Ерышев писал в селе Жёлтое Саракташского района. Это село тем и славится — знаменитыми пуховыми паутинками

Картина Н. П. Ерышева «Оренбургский пуховый платок» была написана под впечатлением от посещения оренбургского рынка. На картине мы видим вязальщиц, предлагающих свои пуховые изделия и покупателей, разглядывающих товар. Идёт снег, а платки то взлетают в руках, то опускаются перед глазами покупателей. Так лучше видны достоинства платка и красота пуха.