
Государственное бюджетное учреждение культуры "Областная библиотека для слепых"
Министерство культуры Оренбургской области
«Братья Карамазовы последний роман Ф. М. Достоевского, который автор писал два года. Роман был напечатан частями в журнале «Русский вестник». Достоевский задумывал роман как первую часть эпического романа «История Великого грешника». Произведение было окончено в ноябре 1880 года. Писатель умер через два месяца после публикации.
К созданию романа Достоевский шел всю жизнь. Здесь он поднял важнейшие проблемы человечества: нравственные и духовные основы существования людей, вопрос о смысле жизни.
Достоевский в «Дневнике писателя» подробно изложил свои намерения относительно «Братьев Карамазовых». Автор поставил в произведении многие проблемы: духовное и нравственное развитие России и общества, социальная роль суда, отношение отцов и детей. Но главная составляющая романа – прошлое, настоящее и будущее России. Роман Достоевского «Братья Карамазовы» учит читателя быть терпимее друг к другу, прислушиваться к чужому горю, проявлять сочувствие, любить ближнего.
На выставке представлены и другие произведения Федора Достоевского, имеющиеся в фонде библиотеки в различных форматах: брайлевские книги (рельефно-точечный шрифт по системе Луи Брайля),«говорящие» книги на кассетах и дисках, флеш-картах, укрупненного шрифта и плоскопечатные: началом творческого пути Достоевского является роман в письмах “Бедные люди” (1846) о бедном чиновнике Макаре Девушкине. Критик Белинский высоко оценил взятое писателем направление – сочувственное изображение людей, живущих в подвалах и на чердаках;
“Белые ночи” (1848) развили особый стиль литературного психологизма – раскрытия характера героя-интеллигента через речь-“говорливость”. Этим романом Достоевский заложил основы своей школы сентиментального реализма.
В ссылке (1854 – 1859) были созданы повести “Село Степанчиково и его обитатели” и “Дядюшкин сон” об усадебных интригах искательниц богатых женихов.
Роман “Униженные и оскорблённые” (1861) доказал верность теме “маленьких людей” и в то же время стал исследованием нравственно-психологических причин униженности героев. Открытием стал образ Наташи Ихменевой, и жертвы, и мучительницы одновременно.
В “Записках из подполья” (1864), наряду с темой свободы как главного условия развития личности, зазвучала тема высокой роли красоты в жизни.
“Преступление и наказание” (1866) стало романом-реакцией на возникшие в обществе идеи революционного насилия ради достижения справедливости.
В романах “Идиот” (1868) и “Бесы” (1870-71) писатель создал противоположные образы искателя рая на земле князя Мышкина и воплотившего до конца идею нигилизма Ставрогина, открывшего душу дьяволу.
Размышлениям о будущем России, о том, в чьи руки она попадёт – последователей “золотого века” или Нагорной проповеди Христа, – посвящён роман “Подросток” (1874-75) с центральным героем юным Аркадием Долгоруким.