Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«Известный и неизвестный Куприн» - литературный портрет

Александр Иванович Куприн – известный российский писатель, 150-летие которого мы отмечаем в этом году. Александр Куприн прожил насыщенную жизнь. В его биографии чудным образом переплелись радостные и трагические события, взлеты и падения. Разочаровавшись во власти большевиков, он надолго покинул родину, но очень страдал вдали от своих читателей и незадолго до смерти вернулся. Он оставил после себя большое творческое наследие, его произведения живы и будут жить еще долго, находя отклики в сердцах новых поколений читателей. В историю отечественной литературы писатель вошел как автор рассказов, повестей и романов, а также замечательных детских произведений.

Литературный портрет «Известный и неизвестный Куприн» посвящен малоизвестным фактам из жизни и творчества писателя.

Современники писателя шутили, что в Куприне было что-то «от большого зверя». Мамин-Сибиряк вспоминал: «Куприн имел одну несколько странную привычку - настоящим образом, по-собачьи, обнюхивать людей. Многие, в особенности дамы, сильно обижались...». Впрочем, одна из дам - писательница Н. Тэффи - искренне восхищалась его даром: «Вы обратите внимание, как он всегда принюхивается к людям! Потянет носом, и конец - знает, что это за человек!»

«Самый чуткий нос России». Так Федор Шаляпин представил однажды гостям своего друга - писателя Александра Ивановича Куприна. Некий французский парфюмер, присутствовавший на том вечере, решил вдруг устроить новоявленному гостю настоящий экзамен. Он предложил Куприну определить состав духов - последнюю разработку его фирмы. Француз явно намеревался сбить спесь с самоуверенного русского: подобное задание не всякому и профессионалу под силу. Когда экзаменуемый медленно, но уверенно перечислил все основные ароматы парфюма, француз схватился за голову: «Не понимаю! Как!? Как это может быть, что вы, человек с таким редким дарованием, можно сказать, с настоящим собачьим нюхом, - и вдруг какой-то писатель?!»

По части запахов у Куприна был единственный соперник - Иван Бунин. И, когда они сходились вдвоем, между ними начиналось состязание: кто определит более точно, чем пахнет, например, цирковая арена или ближайший трактир. Однажды в большой писательской компании зашел спор о том, чем пахнет женщина. «Женщины пахнут сливочным мороженым», - заметил Чехов. «А мне кажется - цветками липы, слегка подвявшими», - подал голос Бунин. Куприн, сделав небольшую паузу, сказал: «А по-моему, молодые девушки пахнут арбузом и парным молоком. А старушки, здесь на юге, - горькой полынью, ромашкой, сухими васильками и - ладаном». Чехов, в знак признания победы, пожал Куприну руку...

         Куприн был ленивый писатель. Чего только не предпринимала его честолюбивая супруга, чтобы перевоспитать своего муженька: и ругала, и обедов лишала, и даже отказывала в том, что называется супружеской близостью. Дело дошло до того, что она предъявила ему ультиматум: он снимает себе холостую комнату и будет работать над «Поединком». А она станет навещать его. Иногда. И он может приходить домой, но при одном условии: в дом его пустят лишь в том случае, если он предъявит следующую главу повести...

         Теперь домой «в гости» Куприн приходил отдыхать только тогда, когда у него была написана новая глава или хотя бы часть ее. Однажды он принес Марии Карловне несколько старых страниц. Утром она заявила ему:

- Так обманывать меня тебе больше не удастся! - И распорядилась укрепить на двери цепочку. Куприну приходилось, прежде чем попасть в квартиру, просовывать в щель рукопись и ждать, пока она пройдет цензуру Марии Карловны. Если это был новый отрывок из «Поединка», дверь отворялась.

Куприн молча страдал. Болезненно самолюбивый, он чувствовал себя униженным вдвойне, работа валилась из рук. А побывать в семье ему очень хотелось, и он опять пришел со старыми страницами, надеясь, что Мария Карловна их забыла. Он просунул листки в черную щель и сел на лестнице, проклиная себя за безволие. Голос непреклонной супруги прозвучал из-за двери:

- Ты ошибся, Саша, и принес мне старье. Спокойной ночи! Новый кусок принесешь завтра.

Дверь захлопнулась.

- Машенька, пусти, я очень устал и хочу спать. Пусти меня, Маша... - Голос Куприна дрожал.

Ответом было молчание. Он сидел на ступеньке, обхватив голову руками, и беззвучно плакал.

- Какая ты жестокая... безжалостная...

Куприн поднялся и медленно пошел вниз.

В мае 1905 года повесть, наконец, издали. Но семья не стала счастливее. Супруги то сходились, то расходились, а в результате стали чужими людьми и мирно расстались.