Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

Информационный обзор «Поэты – юбиляры 2022» , посвященный поэтам эпохи 60-х годов 20 века

Кто были мы,

шестидесятники?

На гребне вала пенного

в двадцатом веке

как десантники

из двадцать первого.

                              Е.Евтушенко

 

Поэзия в 60-годах 20 века была необычайно популярна. Впервые, после Серебряного века, настала эпоха небывалой популярности поэзии: стали традицией «Дни поэзии», собиравшие многотысячные аудитории в концертных залах, во дворцах спорта, на стадионах. В это же время в Политехническом музее проходят поэтические вечера, в которых принимают участие самые популярные поэты того времени –  Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина,  Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский. Творчество упомянутых  поэтов-шестидесятников - одна из самых ярких страниц русской советской литературы.

В настоящее время все  известные поэты-шестидесятники ушли, забрав с собой свое время.  В 2022 году Е. Евтушенко и Р. Рождественскому исполнилось бы 90лет. Белле Ахмадулиной -85.Невозможно не вспомнить этих талантливых советских поэтов.  Ведь поэты- шестидесятники стали живым символом вновь открывшейся свободы мысли и творчества.

Вначале 60-х советская  молодежь испытывала невероятные эмоции и драйв не от музыки с гитарами и барабанами, а от простого чтения стихов этими молодыми поэтами,  охотно сопереживала лирическим откровениям выступающих.

Каждый Вечер  поэзии в Политехническом длился несколько часов. Полный зал! Молодёжь сидит в проходах. Есть ли сегодня такие поэты и читатели, для которых стихи значат столько же, сколько они значили для советской молодёжи двадцатого века?  Поэты один за другим читали стихи и отвечали на записки из зала, причем почти каждый выступал по нескольку раз. Скоро главным действующим лицом на сцене стал прирожденный эстрадник Евгений Евтушенко. Ему адресовалось большинство записок, он имел и наибольший успех. Евтушенко воспринимался как подлинный лидер всего шестидесятничества. Он возрождал в своём творчестве традицию позднего Маяковского, которую скрещивал с традицией позднего Есенина. 

Вы рвётесь к скальпелям и атомам,

И в глубину, и в высоту,

И в глубину, и в высоту,

Руками собственными надо вам

потрогать каждую звезду.

                                               «Студенческая столовая» Евтушенко Е.

 

Евгений Александрович Евтушенко ( 18.07.1932-2017), поэт, публицист, актёр, общественный деятель; автор более 60 лирических сборников, некоторые стихи поэта стали песнями ("Хотят ли русские войны?", "А снег идёт...", "Со мною вот что происходит...", "Нас в набитых трамваях болтает..." и др.). 

Евтушенко многие соотечественники считают лучшим советским и российским поэтом. Его произведения всегда наполнены глубоким философским смыслом, невероятно лиричны. Кроме стихов, Евтушенко писал прозу, был режиссером, сценаристом, актером. Он является автором нескольких сборников стихов, романа «Не умирай позже смерти», поэмы «Бабий яр». В 1963 году литератора номинировали на Нобелевскую премию.

Все его стихи разнообразны, как сама жизнь. Он писал на разные темы: это и Великая Отечественная война - «Бабий Яр», «Хотят ли русские войны», некоторые его стихи удивительно лиричны, например, «Бывало, спит у ног собака», «Идут белые снеги», «Со мною вот что происходит». Другие затрагивают философскую сторону жизни :

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

                                                        Е.Евтушенко


Роберт Иванович Рождественский (20.06.1932-1994), село Косиха, Западно-Сибирский край, ныне — Алтайский край. Лауреат Премии Ленинского комсомола и Государственной премии СССР.

Рождественский – прямой продолжатель агитпоэзии Маяковского. Характерные черты его творчества – открытая публицистичность, плакатность, ораторский стиль.

 

 

 

Такая жизненная полоса,

а, может быть, предначертанье свыше.

Других

я различаю голоса,

а собственного голоса

не слышу.

И все же он, как близкая родня,

единственный,

кто согревает в стужу.

До смерти будет он

внутри меня.

Да и потом

не вырвется наружу.


Характерное свойство поэзии Рождественского — постоянно пульсирующая современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами.

Тихо летят паутинные нити.

Солнце горит на оконном стекле.

Что-то я делал не так; извините:

жил я впервые на этой земле.

Я ее только теперь ощущаю.

К ней припадаю. И ею клянусь...

И по-другому прожить обещаю.

Если вернусь... Но ведь я не вернусь.

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика.  Рождественский - автор более 30 лирических сборников, переводчик, телеведущий.  Многие стихотворения Р.И. Рождественского положены на музыку ("Мгновения", "Песня о далёкой Родине", "Ноктюрн", "Позвони мне, позвони...", "Эхо любви", "Любовь настала", "Родина моя", "Притяжение земли" и др.).

Белла Ахатовна Ахмадулина (10.04.1937-2010), г. Москва, русская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР.

Ахмадулина, поэтесса, чьё имя связано с высочайшими достижениями поэзии 20 века; Иосиф Бродский называл Ахмадулину "несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии":

Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
и современнее и резче.

Б. Ахмадулина автор более 30 лирических сборников.

Какая участь нас постигла,
как повезло нам в этот час,
когда бегущая пластинка
одна лишь разделяла нас!

Сначала тоненько шипела,
как уж, изъятый из камней,
но очертания Шопена
приобретала всё слышней.

И забирала круче, круче,
и обещала: быть беде,
и расходились эти круги,
как будто круги по воде.

И тоненькая, как мензурка
внутри с водицей голубой,
стояла девочка-мазурка,
покачивая головой.

Как эта, с бедными плечами,
по-польски личиком бела,
разведала мои печали
и на себя их приняла?

Она протягивала руки
и исчезала вдалеке,
сосредоточив эти звуки
в иглой исчерченном кружке.

                                     «Мазурка Шопена...». 1958г.