Государственное бюджетное учреждение культуры "Областная библиотека для слепых"
Министерство культуры Оренбургской области
Урок мужества посвящен юным защитникам Отечества, тем, кто должен был сидеть за партой, а стал бойцом. Остались в памяти народной отважные ребята, отдавшие свои только начавшиеся жизни за Победу: Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик, Лёня Голиков, Пара Михеенко, Володя Дубинин, Лида Матвеева... О юных патриотах написаны книги, сложены песни, в честь них названы улицы и школы. Мы расскажем о тех, чьи имена не столь известны, а героические судьбы навечно вписаны в историю самой страшной из войн.
Весело и радостно начиналось для советских школьников лето 1941 года: отдых в пионерских лагерях, туристические походы, спортивные состязания, песни у костра с неизменной картошкой... Все оборвалось 22 июня, когда прозвучало страшное слою — ВОЙНА, искалечившая тысячи детских судеб. В трудные дни на защиту Родины наряду со взрослыми встало юное поколение страны, свыше 20 тысяч подростков за храбрость и героизм награждены орденами и медалями. Поэт Р. Рождественский сказал о них...
А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Была зима и жёсткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе — детство и война.
Девятилетняя Надя Богданова стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» (Дьячкова). Переодевшись в лохмотья, прикидываясь нищенкой, она бродила среди фашистов, выпрашивая милостыню, всё замечая, всё запоминая, и возвращалась в отряд с ценными сведениями. Маленькая, худенькая девочка принимала участие в минировании военных объектов, в диверсиях на железной дороге. Первый раз фашисты схватили Надю, когда она 7 ноября вывесила красный флаг на улице оккупированного Витебска. Когда истерзанную пытками маленькую разведчицу привели на расстрел, она упала в ров, на мгновение опередив пулю. Партизаны нашли девочку во рву живой. После выздоровления — снова повседневная «работа»: разведка, листовки, диверсии.
Второй раз Надю арестовали в конце 1943 года, и опять последовали страшные пытки — обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Несколько раз бесстрашная партизанка теряла сознание, почти лишилась зрения. Когда партизаны атаковали деревню Карасёво, гитлеровцы сочли лежавшую без сознания девочку мёртвой и бросили её. Выходить Надю помогли местные жители, спасение держалось в тайне даже от партизан.
После войны в Одессе академик В. П. Филатов вернул Наде зрение. Надежда Богданова награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалью «Партизану Отечественной войны».
Фронт приближался к Одессе. Участились бомбёжки, во время которых люди прятались в катакомбах. В посёлке, где жил Трофим Прушинский, было объявлено, что новый учебный год начнётся в «подземной» школе, для классов подбирались каменные отсеки. Чтобы школьники могли найти дорогу в свой «кабинет», на стенах коридоров мелом писались стрелки, и от входа в катакомбы до класса натягивались прочные нитки.
Умение ученика 7-го класса этой необычной школы Трофима Прушинского быстро ориентироваться в подземных лабиринтах пригодилось в партизанском отряде. Подросток стал его связным.
Во время очередного выхода из катакомб он был арестован. Фашисты потребовали у мальчика указать путь к партизанскому отряду. Согласившись, Трофим завёл 50 немцев в катакомбы. Гитлеровцы шли медленно, с большой опаской: иногда с шумом обваливалась штольня, пугала окружающая темнота, трудно запоминались многочисленные повороты и коридоры, страшила угроза внезапного нападения партизан. Через несколько часов бесполезного блуждания врага оказались в тупиковом коридоре и поняли, что проводник их обманул. Трофима закололи штыками, однако отряд фашистов нашёл свою смерть в нескончаемых подземных лабиринтах.
В 1941 году Коле Фролову исполнилось 13 лет. В 1944 году он попал в Италию.
…Его арестовали в Могилёве во время облавы и втолкнули в товарный вагон, набитый людьми. Куда везут, никто не знал. Худенький, плохо одетый мальчик уже несколько дней трясся в поезде. У него была маленькая тайна — в поле пиджака лежали небольшая пилка-ножовка и нож. Сидевшие рядом мужчины —Дмитрий и Фёдор были ему незнакомы. Во время налёта авиации поезд остановился, и в вагон влетела маленькая булочка. Когда Дмитрий стал делить её, обнаружил внутри записку на русском языке: «Удирайте из поезда, здесь есть партизаны». Коля решился открыть свою тайну соседям. Ночью в полу вагона прорезали дыру. Было страшно опуститься под вагоны идущего поезда, однако первым полез Коля, а за ним остальные. Они шли целую ночь, в первый встречный дом на разведку отправился Коля. Хозяева приютили беглецов и сообщили о них в партизанский отряд. Так мальчик оказался в интернациональной бригаде имени Д. Гарибальди. Фролов стал партизанским разведчиком: маленького роста, быстрый, наблюдательный, он приносил в отряд ценные сведения. Партизаны называли отважного мальчишку «синьор Никколо».
Однажды зимой Коля с двумя итальянцами пошёл в разведку. Дорога была опасной: крутые обрывы, обледенелые тропки, покрытые снегом. Подойдя к деревне, разведчики разделились. Один остался под обрывом, а Коля со вторым итальянцем зашли в деревню, но нарвались на засаду немцев. Спастись можно было одним путём — прыгнуть с высокого обрыва. Целый день просидели под скалой, а ночью, получив сведения от связного, двинулись в отряд. На обратном пути — вновь засада, и опять сутки пришлось провести в холодной пещере.
Николай Фролов остался жив и бережно хранит Временное удостоверение, выданное ему в партизанской бригаде:
«Бригада Гарибальди. 32-й подвижной отряд. Временное удостоверение № 17. Боевое имя — Николай. Звание — патриот».
К эшелону, уходившему на фронт, подбежал паренёк: «Я Ковалёв Саша, из Ленинграда... Возьмите меня с собой, дяденьки. Прогоните - всё равно на фронт убегу». Поезд тронулся, но мальчик не отставал, его подхватили и втащили в теплушку.
Так Саша стал младшим матросом - юнгой торпедного катера Северного флота, мальчишке очень нравилась красивая форма моряка, бескозырка с лентой «Северный флот». Родители подростка до войны были репрессированы, и экипаж стал ему настоящей семьёй. Старшина катера принялся обучать Сашу моторному делу. Первый бой с караваном вражеских кораблей Ковалёву запомнился надолго: катер шёл под перекрёстным огнём врага с кораблей и береговых батарей. Впервые Саша увидел работу торпедных аппаратов, стоя на мостике, рядом с командиром, он докладывал о местах падения неприятельских снарядов (от его докладов зависело изменение курса катера).
За мужество в бою юнга получил первую награду — орден Красной звезды. И снова встреча с опасностью — прорыв во вражескую гавань, высадка и доставка обратно группы разведчиков. За эту операцию — вторая награда — медаль Ушакова.
Последний бой юного патриота был особенно трудным. Огонь врага вёлся не только с вражеского конвоя, но и с налетевших самолётов, курс катера постоянно менялся, мотор работал на пределе. Вдруг раздался оглушительный взрыв — вражеский снаряд попал в моторный отсек. На какое-то время Саша потерял сознание, а придя в себя, увидел лежащего моториста и пробоину, из которой били две струи горячего пара. Катеру грозили потеря хода и взрыв. Юнга с разбегу грудью навалился на коллектор и закрыл собой пробоину, его тело мгновенно обожгли кипящая вода и горящее масло. Ценой жизни Саша спас катер и своих товарищей.
Александр Ковалёв посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Севастопольский школьник, сын полка Валерий Волков выполнял различные поручения командира: ходил в разведку, подносил патроны во время боя, помогал раненым, читал бойцам свои любимые стихи.
Но главным заданием был выпуск рукописной газеты-листовки «Окопная правда», всего вышло 11 номеров (сохранился только последний). Этот выпуск делался в осаждённой врагом школе на окраине Севастополя, когда рядом гремели снаряды. В живых осталось всего 10 защитников школы, о них написал юный редактор:
«Наша десятка — это мощный кулак, который враг считает дивизией, и мы будем драться, как дивизия. Вот посмотрите, кто мы. Здесь, в 52 школе:
Командир — Жидилов, русский;
Кавалерист — Гобалидзе, грузин;
Танкист — Паукштите, латыш;
Врач — Мамедов, узбек;
Лётчица — Даурова, осетинка;
Моряк — Ибрагимов, татарин;
Артиллерист — Петруненко, украинец;
Пехотинец — Богомолов, русский;
Разведчик, водолаз—Журавлёв, русский.
Я, ученик 4-го класса, Валерий Волков, русский.
Посмотрите, сколько их мы побили, сколько убитых фашистов лежит вокруг школы... Они думают, что нас здесь тысяча, и идут против нас тысячами. Ха-ха, трусы, даже оставляют тяжелораненых и убегают. Эх, как я хочу жить и рассказывать всё это после победы. Всем, кто будет учиться в этой школе! Дорогая десятка! Кто из вас останется жив, расскажите всем, кто в этой школе будет учиться; приезжайте и расскажите всё... Валерий, «поэт», (Волк).1942 год.»
Прошло много лет, и только после опубликования последней газеты-листовки Волкова в газете «Правда» 8 февраля 1963 года оставшимися в живых Иваном Петруненко и Илитой Дауровой стало известно ещё об одном подвиге защитников Родины.
В июне 1942 года наши части двигались к Инкерману, группа бойцов, в которой находился Валерий, держала оборону на шоссе. Неожиданно появились немецкие танки, мальчик выскочил на дорогу и хотел метнуть гранату, но пуля ударила в правое плечо. Левой рукой он перехватил связку, ещё раз повернулся навстречу танку и бросил гранаты прямо на гусеницы. Отбежать не успел - грохнул взрыв, и подбитая вражеская машина завертелась на узком месте.
За мужество и героизм пионер Валерий Волков посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Давно отгремели грозовые года. Но разве можно забыть о юных патриотах, ценой жизни которых добыто наше право на существование? Дважды Герой Советского Союза, командир партизанского соединения в годы войны С А Ковпак, обращаясь к юному поколению, писал: «Пусть жизнь этих героев послужит для вас примером того, как нужно любить Родину».
ЛИТЕРАТУРА
Акимов, К. Подвиг юных. — Л.: Лениздат, 1974.
Война и дети // Школьная роман-газета. — 2000. — № 7.
Гузанов, В. Орлята Великой Отечественной...— М.: ДОСААФ, 1979.
Максимова, Э. Дети военной поры. — М.: Политиздат, 1984.
Махлин, И. Дети — герои. — М.: Молодая гвардий 1961.