Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«Грани творчества» – арт-встреча к 150-летию русского художника, академика живописи Лукиана Попова

 Лукиан Васильевич Попов родился в 1873 в селе Архангельском, в 40 километрах от Оренбурга в бедной крестьянской семье, которая вскоре переехала жить в Оренбург. Здесь он сначала учился в приходской школе, а затем в городском трехклассном училище. Когда будущему художнику исполнилось 12 лет, отец забрал его из второго класса училища и устроил в писчебумажный магазин. По воспоминаниям  художника, именно это событие открыло новый мир для юного дарования. Он называет встречу с Курниковым В.И. (владельцем магазина) подарком судьбы, «не попади я к нему в магазин – меня как художника, кто знает, пожалуй, и не существовало бы. Этот добрый, благородный, развитый человек много помог мне. В его магазине в 13 лет я впервые почувствовал первый бессознательный трепет страсти к живописи. Наблюдательный хозяин заметил моё влечение – рисунки, картины, карандаши, бумага, даже краски, кисти и книги были предоставлены в моё полнейшее распоряжение». Будучи на службе в магазине, Попов много читал, в том числе и литературу по искусству. Любимыми писателями были Тургенев, Гончаров, Пушкин, Лермонтов, Некрасов. Здесь же мальчик познакомился с художником Мехедом, в мастерской которого брал первые уроки живописи. Мехед был по преимуществу иконописцем, работы его отличались тщательным и тонким письмом. Большее значение для молодого художника имели те беседы, которые ему здесь приходилось слышать. В мастерскую Мехеда сходились все, кто по-настоящему любил искусство. Это были преподаватели рисования, местные любители живописи, ученики Мехеда и др. Здесь происходили оживленные дебаты о художниках, их картинах, о проблемах изобразительного искусства. Эти беседы расширяли кругозор будущего художника, рисовали перед ним заманчивые перспективы, разжигали огонь страсти к искусству. У Мехеда юноша научился смешивать краски и правильно располагать их на палитре. Попов начал пробовать  работать самостоятельно, рисуя натюрморты, пейзажи.

Ещё одно знаковое событие произошло в жизни юного Попова через 4 года. В 1889 году в  Оренбург была привезена выставка Бурова, на ней Лукиан Попов впервые познакомился с произведениями Шишкина, Волкова, Клодта и других. В нем начало расти непреодолимое желание ехать в северную столицу, получать образование. И весной 1894 года с тридцатью рублями в кармане он отправляется в Петербург. Там поступил в «Школу рисования Общества поощрения художеств».

Позже, несмотря на многочисленные трудности, Попов был принят в Академию вольным слушателем и начал заниматься в мастерской известного жанриста и выдающегося передвижника профессора Владимира Маковского, оказавшего на Попова сильное влияние. В 1897 его зачислили учеником Академии художеств. На летние каникулы он уезжал на родину, где писал этюды оренбургских степей, портреты. 

В 1900 году Попов принял участие на выставке передвижников, еще не будучи членом этого товарищества. Он выставил картину «Встреча». Это был его первый общественный дебют. В 1901 году Попов снова выступил на выставке художников-передвижников с работой «Дети», которая была приобретена в Академию художеств. В 1902 Попов успешно окончил Академию и получил звание художника за картину «Тихо» и заграничную командировку. В этом же году он женился на Вере Васильевне Крючковой. В 1902-1903 гг. они побывали в Германии и Франции.

Попов Л.В. – художник реалист, верный лучшим традициям русской живописи, посвятивший большую часть своих работ крестьянской теме. В его творчестве значительной является тема переселенчества, в которой он с большим сочувствием отразил одну из трагических сторон русской жизни конца 19 – начала 20 века. Важное место в творчестве художника занимает тема разночинной интеллигенции, которая  близко к сердцу принимала судьбы родины.

Известно, что учитель его Маковский, возглавлявший мастерскую жанровой живописи, требовал от своих учеников одинаково хорошего владения различными жанрами – пейзажем, портретом, натюрмортом, которые могли быть составными компонентами бытовой картины и в равной степени влиять на качество произведения. Попов в достаточной мере овладел этими жанрами и посвятил им большое количество этюдов и законченных произведений.

В своих работах Попов предстает перед зрителем внимательным наблюдателем и тонким психологом. Портреты и портретные этюды открывают еще одну грань таланта Попова – умение помимо точно схваченного сходства, почувствовать и передать характер, настроение модели, раскрыть психологическое состояние, социальную характеристику. Чаще всего художник изображал Веру Васильевну, свою любимую жену и музу. Её чертами наделены персонажи многих жанровых картин: «Луга затопило», «В саду», «Жених», «Девушка со свечой», «Женщина с кольцом» и др.

Жизнь Лукиана Попова была неразрывно связана с Оренбургом. Он возвращался в родные места отдохнуть от столичной жизни, приезжал на этюды, работал здесь. К 300-летию царствования Дома Романовых академиком Л.В. Поповым был написан портрет Государя Императора, который установлен в зале мужской гимназии. В Оренбурге Лукианом Васильевичем были расписаны церковь второго кадетского корпуса, алтарь Введенского собора, иконостас церкви учительской семинарии, написаны две картины для церкви Вознесения. 

Лукиан Попов скоропостижно скончался весной 1914 года в возрасте 41 года.