Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«Гений сатиры» - литературный проект к 195-летию со дня рождения русского писателя, публициста, критика М.Е.Салтыкова-Щедрина

Личная жизнь Салтыкова-Щедрина не богата занимательными сюжетами. Почти все его сознательные годы были отданы писательству, сатирическому искусству.

Отец  писателя - Евграф Васильевич Салтыков - был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. Се­мья постепенно беднела, и, чтобы поправить материальное поло­жение, сорокапятилетнему Евграфу Васильевичу была найдена невеста - пятнадцатилетняя Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца. Брак был неравным и несчас­тливым.

Мать, несмотря на властность и жесткость по отношению к сыну, очень любила его и дала ему отличное домашнее образова­ние. К шести годам Михаил легко общается на французском и не­мецком. Быстро выучивается писать по-русски. В возрасте восьми лет он успешно выдержал экзамены и поступил в третий класс Московского дворянского института, из стен которого вышли многие деятели науки, искусства, литературы… Салтыков-Щедрин, как один из лучших воспитанников дворянского института, был отправлен в Царскосельский лицей, который когда-то закончил Александр Сергеевич Пушкин, и где началась его литературная деятельность. В своём первом стихотворении «Лира» он выразил чувство огромной любви к Пушкину.

Писательство в России XIX века не было про­фессией. Многие из литераторов служили. Знаете ли вы, чем за­помнился в Вятке (нынешнем Кирове) чиновник губернского правления? Тем, что никогда не брал взяток, чем существенно от­личался от большинства чиновников.

Имя этого чиновника было Михаил Евграфович Салтыков. По приезде в Вятку он не был еще известным писателем-сатириком. Он был молодым чиновником, которого отправили в ссылку за опубликованную им повесть «Запутанное дело». Цензура обнару­жила в повести «опасное направление мыслей».

Но опубликование повести и последовавшая за этим ссылка были только началом истории. Впереди были слава, и работа в журнале «Отечественные записки» вместе с Некрасовым, и романы «Госпо­да Головлевы», «История одного города», и знаменитые сказки.

После ссылки, через 15 лет Салтыков-Щедрин служит вице-губернатором в Рязани, а по­том в Твери, где он активно содействовал продвижению кресть­янской реформы. Он заявил хозяевам губернии: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа, ... Очень слишком даже будет!» Он возбуждает несколько уголовных дел по фактам жестокого обра­щения с крестьянами. Его боятся местные помещики.

В 1862 г. он оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы полностью отдаться литературному и журналистскому делу. Он печатает романы, повести, сказки.

Самая знаменитая книга Салтыкова-Щедрина «История одного города» пронизана сатирическим взглядом писателя на историю России. «История одного города» - книга загадочная, во многом пророческая. Только патриот мог так сатирически осмеять российскую историю, что душевная боль за трагическую судьбу родины стала пламенной любовью писателя к народу и великой ненавистью к его угнетателям.

В центре творчества писателя особенное место занимают сказки. Сказки Салтыкова-Щедрина особенные, они предназначены думающему читателю. Сам писатель говорил, что писал их эзопо­вым языком, свойственным, как вы помните, жанру басни. В основе сказок Щедрина лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств.

В 1887 году отдельной книгой выходят сатирические «Сказки для детей изрядного возраста». Первым опытом в аллегорическом жанре сказки у Щедрина были «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» рассказывается поучительная история о «социальной полезности»: место действия условно – необитаемый остров, на котором даже оторванный от родной русской земли мужик способен творить чудеса.

В сказке «Дикий помещик», оставшись без рабочей силы и прислуги, помещик «с головы до ног оброс волосами», стал ходить «все больше на четвереньках», «утратил даже способность произносить членораздельные звуки…». Эпитет «дикий» метафорически изображает невежество, грубость, отсталость, нравственную неполноценность?

Что сближает сказку «Дикий помещик» с повестью о мужике и генералах и в чем вы видите разницу? А сближает то, что в обоих произведениях мужик, крестьянин изображен как кормилец и создатель всех жизненных ценностей. Однако в «Повести…» генералы разыскивают мужика, принуждают его работать на себя, а в сказке «Дикий помещик» наоборот: «русский помещик», князь Урус-Кучум-Кильдибаев, изгоняет крестьян из имения.

В более поздних сказках под видом различных животных высмеивается множество социально-политических типов: безответственный и всего боящийся обыватель «Премудрый пискарь», жестокий и бездарный служака-чиновник «Медведь на воеводстве», солидарный и благонадежный» господин «без лишних мыслей» «»Вяленая вобла», Орел-меценат, «Карась- идеалист», «Либерал».

Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни,  в основе которой лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к не­достаткам общества. Его произведения актуальны до сих пор. Сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется им, терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.