Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

Экскурс в историю родного края «Степной причал уставших караванов»

ГБУК «Областная библиотека для слепых» предлагает экскурс в историю родного края «Степной причал уставших караванов» к 175-летию со дня открытия историко-архитектурного памятника «Караван-Сарай».

 Одним из главных архитектурных памятников исторической части Оренбурга является Караван-Сарай, построенный  в 30-40 годах XIX века. «Караван-Сарай - оригинальный памятник, возникший на стыке двух архитектурных эпох, на границе Европы и Азии, может по праву считаться достойным представителем как европейской, так и восточной художественной традиции», – так описывает объект администрация города. Он, по оценкам экспертов, сочетает в себе стилевые и национальные особенности нашего края.  В его облике тесно переплетены композиционные приемы и формы турецкого, мавританского, арабского зодчества с башкирскими национальными мотивами.

В первой половине XIX века Башкирия административно подчинялась оренбургскому военному губернатору Василию Алексеевичу Перовскому, которому принадлежит идея постройки в Оренбурге Караван-Сарая и ее воплощение. Главной целью Василия Перовского было создание боеспособного Башкиро-Мещеряцкого казачьего войска, так как он считал башкир в военном отношении ничуть не хуже оренбургских или уральских казаков. В 1836 году Перовский объявил  о строительстве Караван-Сарая  для находящихся на службе башкир: 

«Приезжающие в Оренбург по своей надобности и по службе башкиры и мишари не имеют никакого пристанища в городе …Важно, чтобы они имели более удобное помещение для себя и своих лошадей», а также «чтобы башкиры имели полную возможность исполнять по своему закону требы и молитвы... Правительство строит на свои средства мечеть, и не простую, а превосходящую все известные в крае мечети».

Оренбург в  те годы являлся крупным азиатско-российским торговым центром, поэтому было важно, чтобы предполагаемый к сооружению комплекс зданий не вызывал у приезжающих каких-либо негативных ассоциаций, а имел привычные для их восприятия внешние контуры. Это предопределило требования к сооружению.

19 января 1837 года был утверждён проект выдающегося русского архитектора  Александра Павловича Брюллова.

Архитектурный памятник - Караван-Сарай представляет обширный двор, окруженный четырехугольником каменных зданий в два этажа. Середину двора занимает соборная магометанская мечеть с высоким  минаретом красивой архитектуры в мавританском стиле, ориентированная на Мекку. На стенах, оштукатуренных под мрамор, были помещены изречения из Корана.

«Первоначально в С-образном основном двухэтажном корпусе должны были находиться: квартира для командующего Башкирским войском, помещения для его руководства, войсковая канцелярия, училище для башкирских детей с различными мастерскими (малярной, кузнечной, столярной и др.), квартиры для обслуживающего персонала, помещения для временного проживания приезжающих башкир. Было предусмотрено 13 изолированных входов. Это было вызвано разнохарактерностью размещаемых учреждений и помещений. Западный и восточный дворы, примыкающие к основному корпусу, были предназначены для содержания лошадей, а также  для хозяйственных нужд».

При активном участии башкир были осуществлены сбор основных средств и строительство комплекса. Строительство и внутренняя отделка Караван-Сарая длились девять лет с 1837 по 1846 год. Караван-Сарай изначально был построен в отдалении от города, на свободной площадке, но со временем оказался в окружении жилых кварталов Оренбурга.

Изготовление строительных материалов, их транспортировку и все остальные строительные работы выполняли башкиры. В отдельные периоды в работах участвовало более 1 тысячи башкир с лошадьми. Башкирами, необходимый для строений лес, сплавлялся из Башкирии по реке Сакмаре. Камень и известь также вырабатывались ими в 20 вёрстах от Оренбурга на Гребенской горе.

Завершение строительства основного корпуса Караван-Сарая относится к 1842 году.  Комплекс состоит из основного корпуса, некоторые помещения верхнего этажа  которого были закончены ещё раньше, и в декабре 1841 года, здесь  разместилась канцелярия командующего Башкиро-мещерякским войском, а также мечети и минарета. Комплекс стилизован под традиционный башкирский аул. Главная доминанта – восьмиугольная мечеть. Высота минарета – более 38 метров. Строительство мечети и минарета было завершено в 1842 году. Много времени заняла внутренняя отделка мечети и наружная облицовка минарета изразцами.

Со всех сторон Караван-Сарай окружили пейзажным парком, создание которого было задумано одновременно с проектированием и строительством зданий и осуществлялось в начале 50-х годов XIX векa. Роскошный сад, созданный трудом башкир, был обнесен частью каменной стеной, частью каменной оградой с железной решеткой. Площадь парка превышала 5 га. Создание парка в условиях резкого оренбургского климата потребовало огромных усилий. В парке высажены как деревья (сосна, ель, уральская лиственница, дуб, вяз, остролистный клён, карагач, липа) так и кустарники (сирень, крушина, акация, жимолость и др.). Весь посадочный материал для парка был взят из лесов Стерлитамакского уезда и других мест Башкирии. Многолетние деревья в громадных кадках доставлялись в Оренбург за сто и более километров. Для его насаждения в Башкирию снаряжались команды башкир, из девственных в то время лесов ими привозились большие сосны; их окапывали и вместе с корнями в громадных кадках перевозили в сад, где за ними тщательно ухаживали, т.к. они уцелели до нашего времени. В тенистых аллеях стояли античные скульптуры и малые архитектурные формы, журчали прохладные струи фонтана.

Торжества по случаю открытия Караван-Сарая были приурочены ко дню рождения царя Николая I и состоялись 30 августа 1846 года. На торжества собрались башкиры со всех уголков Башкортостана. Был устроен грандиозный праздник, организовано угощение, состоялись традиционные башкирские скачки. Был отслужен молебен в мечети.

         До 1865 года Караван-Сарай служил по своему назначению — в нём располагалась канцелярия Башкирского казачьего войска и одновременно обучались башкирские дети.

После ликвидации управления Башкирским войском,  в 1865 году  Караван-Сарай был незаконно отобран у башкирского народа для   размещения квартиры и канцелярии начальника Оренбургской губернии, комиссии по размежеванию башкирских земель и др. Для служителей мечети были оставлены две небольшие квартиры. Это вызвало возмущение башкир, под жалобой о возвращении незаконно отнятого Караван-Сарая подписалось около 10 тысяч человек.

В 1867 году губернатор Н. А. Крыжановский ходатайствовал о переносе мечети и минарета в другое место, ссылаясь на недопустимость соседства губернских учреждений с мусульманскими культовыми заведениями.  Министерство внутренних дел, опасаясь народных волнений, не дало на это разрешения.

Одно время в Караван-Сарайском саду был устроен ресторан и кафе-шантан. Ежедневно по вечерам сад оживлялся многочисленной публикой, гремели военные и бальные оркестры.

В июле  1917 года в Оренбурге  состоялся II Всебашкирский съезд, который специально обсудил вопрос о возврате башкирам отнятого у них царским правительством Караван-Сарая и вынес постановление: «Караван-Сарай как здание, построенное башкирами, съезд объявляет национальной собственностью башкирского народа».

Несколько раз архитектурный комплекс переходил из рук в руки. В советский период здание не использовалось по его прямому назначению.

В 1932 году в мечети открылся клуб, а спустя 22 года – планетарий. 

Возвращение Караван-Сарая верующим произошло в 1993 году. В настоящее время там располагается «Мусульманское религиозное объединение «Караван-Сарай».  В Башкирии оренбургский Караван-Сарай называют не иначе как «святыня башкирского народа». Несмотря на некоторые временные изменения, Караван-Сарай в целом сохранил свой первоначальный внешний облик.
        

Источник:

1. Дорофеев, В.В. Архитектура Оренбурга 18-20 веков. – Оренбург, Южный Урал, 2007. – с.79-84.

2. История Оренбуржья/сост. науч. ред. док. историч. наук, профессор Л.И.Футарянский. – Оренбург: Оренбург. Книж. изд-во, 1996. – с. 91-93.1