Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«Быть грамотным – быть успешным»: день информации к Международному дню грамотности

Этот праздник не является красным днем календаря, однако несет в себе глубокий смысл и важный для общества посыл – никогда не переставайте учиться. Грамотный человек всегда вызывал уважение, на него равнялись, к нему прислушивались.

Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран, которые полвека назад – в 1965 году – собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными.

В нашей стране объективные успехи в борьбе с неграмотностью населения произошли    после Октябрьской революции. Так,  в 1919 году был принят декрет о ликвидации безграмотности среди населения в возрасте от 8 до 50 лет. Годом ранее была осуществлена реформа русской орфографии. 19 июля 1920 года — создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

Международный день грамотности – праздник, который напоминает
о важности получения знаний и постоянного развития, как для отдельного человека, так и для общества в целом. На протяжении многих веков человек тянется к познанию всего, что его окружает.

Народная мудрость гласит:

Выбирай книгу, как выбираешь  друга.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Золото добывают из земли, а знания  из книг.

Мир освещается солнцем, а человек знаньем.
Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.
Хорошая книга – лучший  друг.

На протяжении  уже нескольких лет каждый желающий может освежить свои знания путем написания проверочных диктантов, либо пройти тестирование на проверку своих знаний по разным дисциплинам.

В настоящее время появление и широкое использование как в индустриально-технологической, так и в бытовой сфере жизни современного человека информационно коммуникационных технологий, новых форм и каналов коммуникации, смещение образовательных приоритетов из области знаний в область компетенций – все это способствует усложнению структуры понятия «грамотность», наполнению его новыми смыслами.

«Принято отличать две основные формы грамотности – общую и функциональную. Общая грамотность складывается из совокупности систематизированных знаний и базируется на адекватном понимании человеком окружающей действительности. Под функциональной грамотностью понимается способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».

В термин «Новая грамотность» входят:

- технологическая грамотность и компьютерная грамотность – умение пользоваться современной техникой и базовое обращение с компьютерными технологиями;

- медийная и информационная грамотность – грамотное использование информации из СМИ и социальных сетей;

- поликультурная (кросс-культурная) грамотность – умение взаимодействовать с явлениями и представителями разных культур и принимать их ценности;

- гражданско-правовая и социальная грамотность – совокупность знаний государственных законов и умений личности руководствоваться ими в социальной жизни на основе своей гражданской позиции;

- духовно-нравственная и морально-этическая грамотность – совокупность знаний об основных духовно-нравственных и морально -этических категориях, традиционных для аутентичного человеку социума, и умений руководствоваться ими в повседневной жизни;

- экологическая грамотность – умение осознавать личную ответственность за благополучие планеты и находить пути решения конкретных локальных экологических проблем;

- коммуникативная грамотность – умение эффективно взаимодействовать с людьми в разных видах, формах и ситуациях общения;

- поведенческая грамотность – знание и понимание норм и правил этикета, умение вести себя сообразно ситуации;

- экономическая и финансовая грамотность – готовность личности к участию в финансово-экономической деятельности, совокупность знаний о финансах и умений применять эти знания на практике посредством управления доходами/расходами и сбережениями;

- орфографическая, пунктуационная, орфоэпическая, стилистическая грамотность – составные части культуры речи, предполагающие знание основных правил и закономерностей устной речи или письма на родном языке и применение их на практике в устной или письменной речевой деятельности;

- методологическая грамотность – умение приращивать знания и углублять понимание жизни на основе интеграции теоретического знания и социального опыта.