Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«Без срока давности: по следам Нюрнбергского, Токийского и Хабаровского Трибуналов» - исторический урок-размышление

22 июня - День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны. Сегодня ГБУК "Областная библиотека для слепых" вспоминает трагические события войны и рассказывает своим читателям о судебных процессах над фашистскими военными преступниками, о Нюрнбергском, Токийском и Хабаровском Трибуналах. 

Нюрнбергский процесс — первый и ключевой из серии судебных процессов над рядом военных преступников нацистской Германии, прошел с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года. Назван в честь места прохождения – Дворец юстиции города Нюрнберга. Самым логичным местом проведения процесса над нацистскими военными преступниками был бы Берлин, и именно на этом настаивал Советский Союз. Однако союзники настояли на проведении процесса в американской зоне оккупации. Формальной причиной переноса стало наличие в Нюрнберге практически не пострадавшего за годы войны Дворца юстиции, соединенного подземным ходом с тюрьмой, в которой можно было содержать обвиняемых, а в Берлине таких возможностей не было. Еще одним аргументом стало то обстоятельство, что именно Нюрнберг был «городом партийных съездов» национал-социалистов, и проведение здесь процесса над ними приобретало символический характер.

Перед законом предстала вся «элита» Третьего рейха, включая государственных и военных деятелей, дипломатов, банкиров и промышленников. Ни один из обвиняемых не признал вину и не попросил пощады. Всю ответственность за происходившее с 1930-х по 1945 год подсудимые пытались возложить на Адольфа Гитлера, представителей СС, гестапо и других подельников.

Впервые на скамье подсудимых оказались первые лица целого государства, обвиняемые в совершении военных преступлений и геноциде (кстати, само это слово тоже впервые открыто прозвучало именно в Нюрнберге). Все это и дает право называть Нюрнбергский трибунал главным судом ХХ столетия, который поставил фактическую точку в истории Второй мировой войны и отправил на виселицу ее главных виновников.

Международный военный трибунал в Нюрнберге работал 11 месяцев – с 20 ноября 1945 года по 29 октября 1946 года. 30 сентября того же года трибунал начал оглашение приговора, которое и завершилось 1 октября.

Подсудимых было 24 человека, из которых в зале присутствовали только 23: рейхсляйтер и начальник Партийной канцелярии НСДАП Мартин Борман предстал перед судом заочно, поскольку не было точных данных ни о его смерти, ни о месте, где он может находиться.

Главным обвинителем от Советского Союза стал действующий прокурор Украинской ССР генерал-лейтенант юстиции Роман Руденко — будущий Генеральный прокурор СССР. В группе главного обвинителя от СССР работали и четверо помощников.

Из 24 подсудимых 1 октября 1946 года двенадцать человек, в том числе заочно Мартин Борман, были приговорены к смертной казни через повешение. Многие осужденные ходатайствовали о замене ее на расстрел, но им в этом было отказано. Три человека получили пожизненное заключение, два человека были приговорены к 20 годам тюрьмы, один — к 15 годам и один — к 10 годам. Еще троих подсудимых в конечном счете оправдали, хоть представители Советского Союза и пытались опротестовать это решение трибунала. Глава Германского трудового фронта Роберт Лей не дожил до приговора: он покончил с собой меньше чем за месяц до начала процесса. А промышленник Густав Крупп был признан неизлечимо больным, в связи с чем его дело было приостановлено, а затем и прекращено из-за смерти обвиняемого. Кроме того, СС, СД и гестапо, а также руководящий состав НСДАП были признаны виновными в преступной деятельности, а вот кабинет министров и военное командование Германии — нет (что тоже вызвало протест со стороны СССР).

Токийский процесс - судебный процесс над главными японскими военными преступниками, совершившими преступления против мира, человечности, законов и обычаев войны  Международный военный трибунал Токийский процесса рассматривал дела японских военных преступников.

На токийском процессе были разоблачены экспансионистские замыслы, агрессивные устремления японских милитаристов. В обвинительном акте было сформулировано 55 пунктов, содержащих общие обвинения всех подсудимых и виновность каждого в отдельности. Все пункты обвинения были объединены в три группы: преступления против мира, человечночти, убийства.

Всего было 28 обвиняемых. Ёсукэ Мацуока (министр иностранных дел) и адмирал Осами Нагано умерли во время суда от естественных причин. Сюмэй Окава (философ, идеолог японского милитаризма) во время суда пережил нервный срыв и начал вести себя странно, проявляя признаки психического нездоровья. Он был исключён из числа подсудимых. Фумимаро Коноэ — (премьер-министр Японии в 1937—1939 и 1940-1941 годах) покончил с собой накануне ареста приняв яд.

Семеро обвиняемых были приговорены к смертной казни через повешение и казнены 23 декабря 1948 во дворе тюрьмы Сугамо в Токио. 16 обвиняемых были приговорены к пожизненному заключению. Трое (Койсо, Сиратори и Умэдзу) умерли в тюрьме, остальные 13 были помилованы в 1955 году. К 20 годам заключения был приговорён Сигэнори Того — посол в СССР в 1938—1941 гг., в 1945 году министр иностранных дел и министр по делам Великой Восточной Азии, он умер в тюрьме в 1949 году. 

Хабаровский процесс — суд над группой из 12 бывших военнослужащих японской Квантунской армии, обвинявшихся в создании и применении бактериологического оружия в нарушение Женевского протокола1925 года в период Второй мировой войны. Процесс проходил в Хабаровске с 25 по 30 декабря 1949 года. По итогам процесса всем обвиняемым (все они признали вину) были назначены различные сроки заключения в исправительно-трудовом лагере. К 1956 году все осужденные (кроме умершего в тюремной больнице Т. Такахаси и покончившего с собой Т. Карасава) были репатриированы в Японию.

Хабаровский процесс не носил международного характера. Тем не менее, этот суд, на котором рассматривались ход подготовки и применения японскими военными преступниками бактериологического оружия на территории Монголии и Китая, по своему политико-правовому значению может быть поставлен в один ряд с международными военными трибуналами.

Готовясь к войне с СССР, японское правительство возлагало большие надежды на применение в боевых условиях бактериологического оружия. Его рассматривали как средство, способное сыграть чуть ли не решающую роль в парализации деятельности войск противника. Материалы архивного уголовного дела свидетельствуют, что решение об изготовлении бактериологического оружия было оформлено указами императора. Их задачами являлись: выращивание в больших количествах бактерий и бацилл для бактериологического оружия и проведение испытаний его на людях, животных и растениях. По показаниям свидетелей и самих обвиняемых, преступные опыты на людях были в отрядах "обычным делом". В деле имеются свидетельства применения возбудителей брюшного тифа, паратифа, дизентерии, нарывного газа и др. Если испытуемый выживал, на нем проверялись другие бациллы.