Министерство культуры Оренбургской области

Phone number +7 (3532) 77-24-36 adress г. Оренбург, ул. Профсоюзная 16 Email sllibrary@rambler.ru Work time Режим работы

«Аз да буки – путь к науке» - познавательный час ко Дню славянской письменности и культуры, а также к Году науки и технологий в

Ежегодно, 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Этот праздник – дань памяти тем, кто более 1150 лет назад составил славянский алфавит и подарил нам возможность читать и писать.

   Основатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Братья переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. За этот подвиг  братья были причислены к лику святых.

   Азбука русского языка претерпела много изменений, прежде чем стала такой, как сегодня. Одни буквы, послужив верой и правдой, исчезли, другим же удалось сохранить своё место. Сейчас для письма мы используем только 33 буквы. По сравнению с первой азбукой это на 10 букв меньше.

    В начале XVIII века Пётр I провёл реформу азбуки. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите. Впервые были установлены прописные (большие) и строчные (малые) буквы,  введены буквы э, я (1710), й (1735), ё (1797). В 1917 - 1918 гг. была новая реформа, и из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.

   Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.

   Один из важнейших этапов в развитии письменности связан с книгами. Сначала на Руси появились рукописные, а затем уже и печатные книги. Сегодня мы с удовольствием пользуемся электронной книгой, и не все в полной мере могут оценить, какой великой ценностью была рукописная книга, и что означало для создателей книг появление печатного станка. 

 Благодаря развитию просвещения, у  славян появилась возможность заниматься исследованиями, развивать научную мысль – все что  подготовило почву для расцвета науки. Народная мудрость гласит: сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.

   Русская наука о природе начинается с Ломоносова - он является её основоположником. Несомненно, и то, что в доломоносовском периоде в русском народе жили и творили талантливые, одарённые личности. Богатейший опыт русского народа в его борьбе с суровой природой отразился в мудрых народных приметах, поговорках, в народном календаре. Осваивая чащи, болота и степи русской равнины, народ практически постигал механику и метеорологию, географию и физику. Предприимчивые поморы плавали по студёному морю, открывая земли, заново переоткрываемые последующими поколениями. Русские паломники пробирались в Малую Азию, купец Никитин ходил в Индию, Дежнев и Стадухин за сто лет до Беринга открыли Берингов пролив. Русские зодчие воздвигали храмы, кремли, палаты, разрешая сложнейшие задачи строительной механики.

    Наша страна всегда славилась талантливыми учеными.

   Что дала миру советская и российская наука в прошлые годы? Открытия, за которыми стоят имена нобелевских лауреатов Льва Ландау, Петра Капицы, Жореса Алфёрова. Гравитационные волны, озеро Восток в Антарктиде, космический проект «Радиоастрон», опыты с графеном и сверхтяжелые атомы… Список открытий и проектов, перевернувших ход научной и исторической мысли, можно продолжать!

  Согласно Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2020 № 812 "О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий" наука впервые вышла в ранг ключевых национальных приоритетов. Для её поддержки и развития был создан отдельный национальный проект. По результатам реализации нацпроекта «Наука», рассчитанного на 2019–2024 годы, Россия должна войти в пятерку мировых научных лидеров по приоритетным направлениям, уменьшить отток ученых за границу и повысить привлекательность мест работы для иностранных ученых.